Что обсудили на встрече в Москве Путин и Эрдоган

Идлибский треугольник

На этой неделе в Москве состоялась внеплановая встреча российского президента Владимира Путина с его турецким коллегой Ре-джепом Тайипом Эрдоганом. Основной причиной для экстренных переговоров послужила ситуация в сирийской провинции Идлиб.

kremlin

Идлиб, расположенный на севере Сирии и граничащий с Турцией, входит в так называемую зону деэскалации, о создании которой Москва и Анкара договорились на переговорах в Сочи в сентябре прошлого года. По сути, это буферная территория, на которой Турция и лояльные ей формирования сохраняли частичный контроль. Идлиб остается одной из последних территорий, не подконтрольных официальному Дамаску. Помимо этого, правительству Башара Асада не подчиняются еще несколько малозначительных анклавов, а также территории, подконтрольные сирийским курдам. Однако курдский вопрос имеет самостоятельное значение и станет предметом долгого и ожесточенного торга между Сирией, Турцией, США, Россией и другими заинтересованными сторонами. Разгром же оппозиционных группировок в Идлибе грозит свести к нулю политическое значение всей сирийской оппозиции и обессмыслить продвигаемый Западом переговорный процесс. Естественно, западные игроки этого допустить не могли, поэтому с началом военных операций сирийских войск в Идлибе развернулась яростная информационная кампания, обвиняющая Дамаск в массовой гибели мирного населения. Что касается Турции, то у нее также был свой интерес: Идлиб рассматривался Анкарой в качестве важного плацдарма как против Дамаска, с которым у Турции по-прежнему враждебные отношения, так и против сирийских курдов.

Учитывая массированное давление извне, сирийские войска были вынуждены прекратить наступление в Идлибе и согласиться на создание здесь зоны деэскалации. Однако поскольку за минувший год Идлиб фактически превратился в плацдарм террористической группировки «Хайат Тахрир аш-Шам», на которую не распространяются договоренности по деэскалации, боевые действия в Идлибе фактически продолжаются, причем ситуация по-прежнему развивается в пользу поддерживаемых Москвой сирийских военных. В результате к концу этого лета сирийские войска смогли «откусить» южную часть зоны деэскалации.

Таким образом, хрупкое равновесие в Идлибе оказалось нарушенным. Под вопросом и прошлогодние сочинские договоренности.

Эти подвижки для Турции стали неприятным сюрпризом, который подрывает стратегические позиции Анкары в Сирии, а также дискредитирует Турцию как гаранта безопасности в глазах лояльных ей оппозиционных сирийских группировок. Если сирийские войска смогут захватить Идлиб, Турция рискует оказаться один на один как с усилившимся Дамаском, фактически выигравшим гражданскую войну, так и с враждебными ей сирийскими курдами. Все это происходит на фоне обострения отношений с США и НАТО из-за решения президента Эрдогана закупать ракетные комплексы С-400 у России.

Ситуация в Идлибе остается камнем преткновения в российско-турецких отношениях. Москва, оказывающая военно-техническую поддержку сирийским войскам, желала бы видеть Идлиб под контролем Дамаска. Согласие на создание зоны деэскалации было во многом уступкой со стороны Москвы Турции ради сохранения стратегического партнерства. Однако теперь ситуация меняется, и основной целью экстренного визита Эрдогана было, что называется, сверить часы с российским коллегой в идлибском вопросе. Никаких принципиальных решений, однако, озвучено не было. Время для них еще не пришло. По всей видимости, судьба Идлиба будет решаться 16 сентября в Астане.

Показательна и весьма вялая реакция на происходящее в Идлибе со стороны Запада. Похоже, там уже практически смирились с разгромом основных сил сирийской оппозиции. Однако остается, пожалуй, самый главный вопрос — курдский.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter