Существует риск все большего вовлечения Анкары в сирийский конфликт

Идлиб: последний оплот конфликта

США не будут вмешиваться в ситуацию в сирийской провинции Идлиб. Об этом заявил помощник президента по национальной безопасности Роберт О’Брайен. Он осудил происходящее в регионе, однако заявил, что США не намерены больше играть роль мирового жандарма и не станут посылать туда свои войска. 


Ситуация в Идлибе обостряется с конца прошлого года. Сирийские вооруженные силы продолжают теснить боевиков из оппозиционных вооруженных формирований и, очевидно, намерены взять под свой полный контроль этот последний анклав организованного сопротивления. Формирования боевиков постепенно оттесняются на север, к турецкой границе. Кроме того, правительственным силам наконец удалось очистить стратегическое шоссе Дамаск—Алеппо, без которого связность сирийской территории была серьезно нарушена. 

Вместе с тем, по мере продвижения сирийских войск нарастает и сопротивление загнанных в угол боевиков, а также покровительствующей им Турции. Она обеспечивает в Идлибе силовое прикрытие вооруженных оппозиционных формирований, и именно под дипломатическим давлением Анкары на севере Сирии были созданы так называемые зоны деэскалации, куда стекались боевики, разгромленные в других провинциях. В результате продвижения на север сирийские войска все чаще входят в соприкосновение с турецкими заслонами и наблюдательными пунктами, что приводит к все более частым и ожесточенным боевым столкновениям между вооруженными силами Сирии и Турции.

Турция поддерживает сирийскую оппозицию в Идлибе по ряду соображений. Во-первых, с самого начала вооруженного противостояния в Сирии Турция выступала против Башара Асада, и его победа в войне является для Анкары весьма неприятным обстоятельством. В отличие от США и Европы, которые могут позволить себе устраниться от событий далекой Сирии, Турция с Сирией непосредственно граничит, и иметь под боком враждебного соседа, за которым к тому же стоят российские и иранские интересы, весьма неприятно. Кроме того, Турцию очень беспокоит проблема сирийских курдов, которые де-факто создали государство в государстве на севере Сирии. Сегодня Анкара озабочена тем, чтобы создать буферную зону, разделяющую территории сирийских курдов и турецкий Курдистан. Оппозиционный «кулак» в Идлибе в этой связи рассматривается турецкими властями как противовес и правительству Асада, и сирийским курдам. Вообще, в складывающихся обстоятельствах Турция заинтересована в сохранении максимально ослабленной и децентрализованной Сирии, и Идлиб был важной составной частью этого плана.

Еще один фактор, вызывающий беспокойство Анкары, — это поток беженцев, в том числе вооруженных боевиков, которые по мере продвижения сирийских войск могут хлынуть на территорию Турции и стать фактором уже внутренней дестабилизации, особенно в проблемных восточных районах. Ведь одно дело поддерживать вооруженных боевиков на чужой территории и против чужого правительства, и совсем другое — получить их у себя дома. Поэтому обеспокоенность властей Турции вполне понятна.

В этой ситуации существует риск все большего вовлечения Анкары в сирийский конфликт. Это, со своей стороны, может привести к ухудшению отношений Турции с Россией и Ираном. Именно российско-турецко-иранский «концерт» обеспечивает нынешнюю конфигурацию урегулирования сирийского конфликта, оттеснив западных игроков. Однако по мере выхода сирийской кампании на финишную прямую очевидно, что интересы участников «концерта» расходятся все дальше. Возможно, именно на это и делает ставку американская дипломатия, устраняясь от сирийского конфликта.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter