4 августа в православных храмах почитают равноапостольную мироносицу Марию Магдалину

И жатва, дочь златого лета...

4 августа в православных храмах почитают равноапостольную мироносицу Марию Магдалину. Она присутствовала при распятии Христа, была среди жен–мироносиц, первыми обнаруживших опустевший гроб, и оповестила о воскрешении Спасителя. Люди заметили, что в этот день часто гремят сильные грозы («Магдалена, дык вады па калена»), что не считалось в народе плохой приметой, ведь: «Калi на Марыю граза, то сена будзе i за глаза». 


6 августа вспоминали мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. А в сельскохозяйственном календаре это начало жатвы. Наш край погода никогда не баловала, а в августе ситуация нередко усложняется еще и ветрами, посланными уже приближающейся осенью. Поэтому «на Бориса и Глеба» старались не выполнять слишком тяжелых работ, чтобы не разгневать высшие силы, которые могут превратить просто ветры в разрушительные ураганы. Соломой, сжатой в этот день, ни в коем случае не крыли крыши: говорили, что крышу может просто снести, а то накликается большой пожар от попадания молнии.

Вслед за «Борисом и Глебом» идет «Анна». 7 августа — Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Конечно же, и Анна выступала помощницей в нелегких крестьянских трудах: «Святая Ганна да помачы жаць стала, вязь вязала, копы клала, бабкi стаўляла, дамоў снапы звазiла, копы лiчыла». Кое–где в этот день старались не работать на своем поле, а только по найму или в толоке. Уже понемногу начинает холодать, поэтому на восточных территориях день называли «Ганна–халоднiца». Если «на Анну» утро выдалось холодным, то зима обещала сильные морозы. Погода до обеда определяла характер зимы до декабря, а после полудня — на оставшуюся часть.

В нашем климате «жыта» выспевает в разные сроки. Даже в соседних деревнях уборку могли начинать не одновременно («У вас жнуць, а ў нас яшчэ ждуць»). Обрядовая традиция «жнiва» в Беларуси обычно состояла из трех этапов: «пакрыванне поля», «зажынкi», «дажынкi». Первый и второй обряды проводили все — и богатые, и бедные, а вот «дажынкi» отмечались только на «панском» подворье и у зажиточных крестьян, потому как требовали немалых расходов.

Обряд «пакрывання поля» начинался рано утром, еще до восхода солнца, когда «маладая замужнiца» в сопровождении нескольких своих еще незамужних подружек собиралась и шла на поле. Чаще всего она уже несла в себе новую жизнь и таким своим физическим состоянием символизировала плодородие. А спелый колос, в свою очередь, способствовал благополучному и своевременному рождению ее первенца. Присутствующие при этом девушки, выйдя замуж, в дальнейшем принимали своеобразную эстафету от своей старшей подруги, чтобы никогда не прерывалась цепочка жизни. «Маладзiца» на поле сжинала небольшой сноп и обвивала его «намiткай» или куском нового полотна. Затем подбрасывала сноп вверх, приговаривая: «Пакрыла нiўку на добрую спажыўку. Парадзi, Божа, наша збожжа!» После чего участницы обряда пели и кружились, хлопая в ладоши. Затем все отправлялись к тому хозяину, чье поле «пакрывалi». При входе в дом пели: «Крыта–крыта, поўна–сыта. Божа, памажы, хлеба ўрадзi». «Маладзiца» подавала «гаспадынi» сноп, а та одаривала ее деньгами и полотном. Хозяин благодарил, хорошо угощал желанных гостей и обязательно приглашал их на «дажынкi».

9 августа почитали великомученика Пантелеимона, жившего в III — IV веке. Пантелеимон–целитель безвозмездно лечил бедняков (особенно кланялись ему те, кто страдал от сильных головных болей), оказывал помощь бездомным животным.

Советская Белоруссия № 144 (24774). Пятница, 31 июля 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter