Белорусский фильм «Сладкое прощание Веры» завоевал золотой приз на кинофестивале в США

И вдруг “Вера” выстрелила

После «золота» на Хьюстонском кинофестивале в США белорусский фильм возвращается на отечественные экраны


ЛУЧШИЙ в номинации «Романтические игровые художественные фильмы», один из 194 претендентов из 43 стран мира... «Сладкое прощание Веры» отмечено за океаном. Сулит ли картине победа в юбилейном, 50-м Хьюстонском фестивале, который считается третьим по значимости в Северной Америке после Сан-Франциско и Нью-Йорка, новое дыхание прокатной жизни, судить пока рано. В эти майские дни картина возвращается на киноэкраны Минска, прокат предложен и региональным кинотеатрам.

Литовская актриса Нелли САВИЧЕНКО играет главную героиню


РОВНО два года назад, в мае 2015-го, киношники впервые явили миру «Веру», как ласково называют свое творение создатели. Были показы в столице, съемочная группа  и актеры приезжали на презентации фильма в провинцию. А спустя какое-то время съемочная группа ушла в новые проекты. Тем временем дирекция Национальной киностудии «Беларусьфильм», которой принадлежит производство ленты, рискнуло и отправило картину на североамериканский конкурс. Почему? Ведь «Вера» — это высококачественная мелодрама. Получается, как раз рассказ именно о простых человеческих отношениях и зацепил заокеанского зрителя.

У Юрия Игруши, известного кинематографиста и опытного продюсера, занимающего ныне пост начальника отдела маркетинга, реализации и рекламы «Беларусьфильма», на этот счет мнение однозначное: «Как бы далеко ни ушли технологии, но чувства в кино ценятся до сих пор. Так было, есть и будет всегда. Думаю, что в этом и состоит ценность фильма, поэтому и был замечен в Америке».

Стивен Спилберг, Дэвид Линч, Ридли Скотт, братья Коэны… В свое время именно их, будущих знаменитостей, открыл миру тот самый Хьюстонский кинофестиваль, золотой приз которого и завоевали ныне белорусы. Признание американского, избалованного голливудским кинематографом, дорогого стоит.

Сейчас «Беларусьфильм» переживает не самые лучшие времена. Однако — это бренд, вернуть ему былую славу заинтересовано государство, которое ощутимо поддерживает и развивает студию. Проблем, конечно, много. Но главное, как отмечает Юрий Игруша, «Беларусьфильм» вырабатывает новую парадигму белорусского кино: «Мы делаем ставку на усиление драматургии и актерской игры. Это затрагивает и сферу обучения (наша студия плотно работает с академией искусств). Мы не должны забывать, что кино делается именно для зрителя. А, как показала практика, западный и отечественный зритель воспринимает белорусские картины по-разному».

Кстати, «Вера», как мне кажется, особенно интересна и с коммерческой стороны. Задумайтесь: производство фильма обошлось в рекордно малые 350 тысяч долларов. В то время как в четыре раза больше потратили на одну из художественных картин, выходившую на студии в тот же год. О последней уже благополучно забыли, а скромненькая «Вера» вдруг выстрелила.

Актер Павел ХАРЛАНЧУК, который играет молодого возлюбленного Веры,
соавтор сценария Юлия ГИРЕЛЬ и режиссер Александра БУТОР на презентации в Доме кино

Режиссер картины Александра БУТОР:

— Когда мы снимали фильм – а нам на съемочный процесс было отведено всего 40 дней, — я, как и все режиссеры, задумывалась о том, что неплохо было прокатить картину по фестивалям. Теперь довольна: наша работа отмечена, видимо, сделали  понятное для всех кино. Изначально у меня было предчувствие, что оно получится «европейским». Это когда сюжет не привязан к месту, а история может случиться в любом уголке мира.

О чем история? Стюардесса выходит на пенсию, переживает длительный роман с пилотом авиалайнера, но тот, конечно, женат. Решив начать готовиться к уходу в мир иной, приглашает к себе сотрудника ритуальной службы. Но здесь, по иронии судьбы, у нее завязывается роман с молодым человеком. Разница в возрасте — 20 лет. Параллельно в фильме проходят истории обманутой жены, которая, не будь дурой, находит ухажера-ресторатора. Супруг-пилот наконец понимает на собственном опыте, что такое жить с разбитым сердцем…  

Фильм, по сути, очень женский. Это картина о том, что иногда мы сами себе не даем возможности быть счастливыми. Почему? Закрылись в своем мирке, не решаясь перешагнуть через общепринятые стереотипы. Дело ведь не в возрасте того парня, в которого влюбляется главная героиня. Дело в том, что никогда нельзя исключать, что с тобой может произойти какое-то чудо. Пока живешь — все возможно.

Смею надеяться, получение заокеанского приза — хороший повод, чтобы сделать повторный прокат фильма по Беларуси коммерчески успешным. Особенно с учетом того, что сейчас в кинотеатрах колоссальная конкуренция. 

СЕГОДНЯ Александра Бутор работает над новым проектом – малобюджетным, независимым кино. Однако не оставляет надежды все же снять на «Беларусьфильме» свою мечту – киноленту о Второй мировой войне: «Предложенный сценарий фильма по мотивам произведения Алексея Дударева «Рядовые», пока, к сожалению, отложен. В одиночку с этим проектом мне не справиться. Поэтому пока запускаю свое кино. Тот фильм, который я хочу снять, нуждается в господдержке».

uskova@sb.by

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter