И в 75 – на тракторе!

КОГДА ехала сюда, и не догадывалась, что здесь, в настоящей глубинке, живут люди гостеприимные, открытые, щедрые, да еще с редким чувством юмора. Роза Михеевна ТОЛСТИК (на снимке), которая меня пригласила, сидеть дома на пенсии сложа руки и унывать вовсе не намерена. Не так ее воспитали.

Роза Толстик из деревни Курин, что на Октябрьщине, и Озаричский концлагерь прошла, и голод испытала, и тяготы сельского труда. А все еще полна сил и ценит жизненную науку

КОГДА ехала сюда, и не догадывалась, что здесь, в настоящей глубинке, живут люди гостеприимные, открытые, щедрые, да еще с редким чувством юмора. Роза Михеевна ТОЛСТИК (на снимке), которая меня пригласила, сидеть дома на пенсии сложа руки и унывать вовсе не намерена. Не так ее воспитали.

— В клубе она, — поспешили доложить мне сельчане, которые в тот день ожидали возле магазина автолавку из райцентра. И хотя магазин, который считается центром деревни, уже давно не работает, по нескольку раз в месяц возле него бывает оживленно. Сельчане приходят сюда, чтобы купить продукты, получить пенсию или обратиться к участковому фельдшеру (по графику тот приезжает в клуб культурно-социальных услуг, что в нескольких шагах от здания магазина).

Пока люди делились со мной новостями о жизни своей деревни, навстречу поспешила Роза Михеевна. Общительная и обаятельная, она без раздумий пригласила к себе в дом. От нее я узнала, что еще до Великой Отечественной войны, в 1930-м, в Курине образовался колхоз «Чырвоны герой». На то время в их деревне были кузница, школа, магазин, клуб, библиотека, ФАП. Исстари так сложилось, что люди в этих местах жили всегда дружно, большими семьями. А сейчас — примета времени — остались почти одни старики. Дети с внуками наведываются к ним, когда нужно в огородах поработать, собрать урожай или заколоть поросенка. Что поделать — глубинка.

— У нас здесь около шестидесяти жителей. По большей части — пенсионеры. И каждый со своей судьбой. Мы все здесь очень дружны, — говорит мне словоохотливая Роза Михеевна. — Верите ли, я никогда ни с кем не ссорилась. Наоборот, стараюсь поддержать каждого. Знаю, как иногда бывает тяжело. Детство меня ничем не радовало, на работе вкалывала, что называется, за двоих, с мужем Алексеем Григорьевичем растили троих детей, да и немалое хозяйство все время держали.

Свое детство Роза Михеевна вспоминать не особо любит. В то время все горевали. Сама же она и Озаричский концлагерь прошла, и голод послевоенный испытала. За четыре года жуткого лихолетья столько натерпелась, что не понимает, как выжила. Во время войны обосновались в лесу, где добывали себе пищу, обогревались у костров и ночевали в землянках. Поэтому закалились морально и физически, еще будучи детьми.

К сельскому труду Роза Михеевна привыкала с малых лет. Старалась привить любовь к земле и своим детям. Муж всегда поддерживал супругу — считал сельский труд благородным и почетным. Алексея Григорьевича односельчане помнят как бессменного тракториста, комбайнера, бригадира тракторной бригады местного хозяйства (уже около семи лет как овдовела его супруга). От зари до заката трудился, и основную часть домашних хлопот Роза Михеевна всегда брала на себя. Научилась даже трактором управлять! До сих пор чувствует и понимает технику по звуку. Рокот мотора может о многом ей рассказать. Определить техническую неисправность для Розы Михеевны особых проблем не составляет, поскольку все «внутренности» домашнего трактора она знает наизусть.

— А что оставалось делать? — рассказывает Роза Толстик. — Двоих сыновей и дочь нужно было поднимать на ноги. Да и живность голодной не оставишь. Всегда держали ее полный двор. Я садилась за руль, детей с собой брала. Приучала к самостоятельности и трудолюбию. Вывела их в люди. Дочь Нина живет в столице, работает оператором тепловых сетей. Сыновья — в Бобруйске. Средний, Виктор, уже полковник в отставке. Но все еще продолжает трудиться: контролер на шинном заводе. Младший, Николай, — водитель.

У всех уже свои семьи и дети. Пятеро внуков навещают бабушку летом. Счастлива, что дождалась и четверых правнуков. Роза Михе- евна справляется и с ними, и с немалым своим хозяйством. По-прежнему держит свиней, кур, лошадь, жеребенка и две коровы. Кстати, такое большое подсобное хозяйство у нее одной в деревне. Многие односельчане уже не справляются.

— А я решила для себя: пока могу, буду шевелиться, — говорит хозяйка.

Только в прошлом году она сдала со своего подворья 5 тонн 260 килограммов молока. Как же без живности в деревне? И ей прибыль, и государству выгода. Руководство госпредприятия «Ломовичи» всегда идет женщине навстречу. За каждого сданного теленка зерно или сено выделяет прямо с доставкой на дом. За водой далеко ходить не нужно, во дворе колодец. Дома идеальная чистота. И когда только успевает?

В свои 75 еще уверенно заводит Роза Михеевна своего незаменимого «помощника» — трактор. С весны до осени ей работы хватит. То на сенокос поедет, то в поле. Плюс каждый год целыми гектарами сажает картошку. Поучиться бы у нее многому, да не каждый осилит эту жизненную науку. Хотя сама она советует: «Главное — не лениться, а работать».

Болит душа у этой хозяйки, когда она видит заброшенные земли, нескошенные луга, пустующие дома, дичающие огороды и сады. Отживает свой век Курин. Только вопреки всему пережитому сдаваться Роза Михеевна и не думает. Каждому клочку земли найдет применение. Где-то овощи посадит, где-то цветник разобьет. Сколько переделано и дома, и на работе. Двадцать два года трудилась библиотекарем в сельском клубе. Выдавала книги, инициировала праздники. Должность библиотекаря совмещала с работой кассира.

— Молодежи в те годы было не сосчитать! Все ходили в клуб на танцы, в кино, — вспоминает собеседница. — А когда должность кассира сократили, почти семь лет разносила почту. Было время, когда трудилась санитаркой в местном ФАПе. И опять же, до обеда на медпункте, а вечером — на животноводческой ферме. Доила коров, ухаживала за телятами. А как на пенсию пошла, еще два года трудилась на ферме.

Роза Михеевна Толстик никогда не оставалась безучастной к общественным делам. Среди односельчан она координатор многих добрых начинаний. Любого уговорит прийти в клуб. Ведь где еще встретиться землякам, как не здесь, в местном культурном центре? Сельчанки объединились в фольклорный коллектив «Маладзічкі-чараўнічкі», руководит которым заведующая Куринским клубом культурно-социальных услуг Ирина Цирикова. И себе, и всем остальным доставляют радость песнями. Роза Михеевна тоже любит народный фольклор. Поет так, что заслушаешься. А сама она в эти минуты забывает обо всех горестях и тяготах, что выпали на долю сельской женщины. И снова полна желания жить и «шевелиться»...

Наталья ЕВЕНКО

Фото автора

По письменным источникам Курин известен с XIX века как деревня в казенном имении Грабье. В 1857 году в деревне насчитывалось 17 дворов и 131 житель. В 1897-м было уже 52 двора и 348 жителей. В ноябре 1920 года деревня освобождена от польских оккупантов. В 1940-м здесь насчитывалось 138 дворов и 700 жителей. В 1959 году — 307 жителей. Сейчас здесь живет 61 житель. Из них 19 — трудоспособного возраста.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter