Источник: Знамя юности
Знамя юности

Какие возможности для развития и самореализации молодежи созданы в стране – разбираемся с экспертами

И тебя обязательно заметят

Качественное образование и творческий потенциал личности – важнейшие ценности, на которые делается ставка в нашей стране. В глобальной борьбе за контроль над ресурсами (а сегодня важнейший ресурс – интеллектуальный!) образование и создание условий для творческого роста и развития молодежи превращаются для нас в приоритет номер один. В Беларуси сделано многое для того, чтобы молодые люди были уверены: они нужны своей стране, именно здесь есть возможность реализовать себя. Разбираемся, как выстроена государственная система выявления, отбора, развития и поддержки молодых дарований.

Рисунок Анатолия ЩЕГОЛЕВА

Успешный старт начинается в школе

Все ли дети одаренные? Конечно, есть более сильные ребята и те, у кого учеба идет тяжелее. Поэтому именно школа помогает раскрыть талант ребенка, определить его способности. Один из эффективных инструментов продвижения одаренных детей – привлечение к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских проектах, творческих и спортивных соревнованиях, объясняет главный специалист главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Ирина Булавкина:

– В школе созданы условия для полноценного развития учащихся, обеспечена возможность не только получать знания, но и совершенствовать свои интеллектуальные и творческие способности. 
Одно из самых ярких составляющих национальной системы общего среднего образования – олимпиадное движение. 
Ежегодно проводятся республиканские олимпиады по 18 учебным предметам. 

На всех этапах участвуют около 600 тысяч учащихся. Только в этом году на заключительных этапах республиканских олимпиад свои знания продемонстрировали 1658 учащихся, 754 из них награждены дипломами.

Преуспел в учебе? Можешь попробовать себя в науке! Работа в этом направлении ведется на всех уровнях, заверяет Ирина Булавкина:

– На базе спортивно-оздорови­тельного комплекса «Бригантина» БГУ ежегодно работает профильный лагерь «Республиканская летняя на­учно-ис­следовательская школа для учащихся и учителей» для призеров олимпиад физико-математического профиля, конференций, интеллектуальных конкурсов и состязаний. В национальном детском образовательно-оздоровительном центре «Зубренок» организуются учебные сборы победителей третьего этапа республиканской олимпиады для подготовки белорусских команд для участия в международных соревнованиях по шести учебным предметам: биологии, географии, информатике, математике, физике, химии. Академия последипломного образования, региональные институты развития образования проводят курсы и семинары для педагогов, на которых рассказывают, как готовить детей к олимпиадам. В областях и в Минске проходят олимпиады для учащихся 4–8-х классов.

25 лет назад был учрежден специальный фонд Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, который стал основной площадкой для профессионального становления перспективных ребят. Его появление помогло сформировать систему государственной помощи молодым людям, аналогов которой нет ни в одной из стран постсоветского пространства. 

В благодарность за труд

Основной площадкой для становления творческих ребят стал специальный фонд Президента по поддержке талантливой молодежи, рассказывает консультант управления профессионального искусства Министерства культуры Людмила Монакова:

– Он помогает создавать условия для становления, развития, обучения дарований. Неотъемлемая часть работы фонда – банк данных талантливой молодежи. В него включаются сведения о лауреатах, стипендиатах и дипломантах специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи и победителях международных и республиканских художественно-творческих конкурсов, теле- и радиопроектов. В этом году банк данных пополнился информацией о 90 молодых людях и 16 творческих коллективах. Всего сейчас в банке содержатся сведения о 689 молодых талантах и 248 творческих коллективах.

Талантливых исполнителей нужно взращивать с детства
Однако банк данных создан не только, чтобы отслеживать профессиональное становление талантов, но и поддерживать их на определенном этапе. 
Так, если абитуриент в год поступ­ления награжден нагрудным знаком «Лауреат специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи», то он будет зачислен в вуз без вступительных испытаний. 

Молодым специалистам, включенным в банк данных талантливой молодежи, которым место работы предоставлено по распределению, полагаются стимулирующие выплаты в течение двух лет в размере 40 процентов от оклада, педагогическим работникам – 45 процентов. Лауреаты спецфонда по поддержке талантливой молодежи имеют внеочередное право на получение льготных кредитов на строительство, реконструкцию или приобретение жилья.

Знания даются только упорным трудом

Особое отношение

Поощрений для талантливых ребят предусмотрено немало. Они имеют право на первоочередное распределение и получение рабочего места, рассуждает о перспективах продвижения и сопровождения дарований ректор Белорусской государственной академии музыки, председатель совета специального фонда Пре­зидента по поддержке талантливой молодежи Екатерина Дулова:

– Жизнь вносит коррективы в характер мероприятий, в то, как они проводятся. Мы уходим от фестивальной линии в поощрении, потому что этого в принципе недостаточно: нужно себя проявить, пройти отбор. Кроме того, в нашем вузе есть идея организовать летние и зимние школы для ребят разного уровня образования – среднего специального и высшего – с приглашением выдающихся музыкантов, деятелей культуры. Это могут быть и круглые столы, но в нашем случае – творческие мастерские.

Значимой инициативой Екатерина Дулова считает выход приказа Министерства культуры о создании научно-образовательного и творческого кластера в сфере профессионального музыкального искусства:

– Для нас это очень ценно, потому что вертикаль подготовки творческой молодежи – от детских школ искусств через ссузы, вузы и далее уже в качестве молодых специалистов – мы рассматриваем как единое целое. Это общественное объединение, у которого будут основания для серьезной корректировки всех направлений деятельности.

Для творческой молодежи из сельской местности – проект БРСМ «Властелин села»

Чтобы талантливая молодежь могла заявить о себе, нужно предоставлять ей максимально широкий телевизионный и радиоэфир, уверена Екатерина Дулова:

– Необходимо вновь вернуться к идее конкурса в области академического искусства и не только, который транслировался бы на многомиллионную аудиторию. Где ребята смогли бы проявить себя в самых разных видах искусства. Это нужно прежде всего молодым людям для стимуляции их творческого роста, чтобы они понимали, для чего и для кого учатся. Им необходимо чувствовать поддержку не только тогда, когда обращаются в фонд, но и быть уверенными, что их выступления и победы действительно достояние страны. 

Кроме того, необходимо уделять внимание реализации совместных творческих проектов с учреждениями, куда после учебы идут работать студенты, акцентирует внимание Екатерина Дулова:

– Творческие люди рано начинают работать в различных коллективах: оркестрах, хорах, ансамблях. Это то, чего, может быть, нет у студентов технических вузов – там несколько иная специфика. Важно проводить совместные проекты с ведущими творческими организациями. Так, в этом году мы предполагаем организовать их с Белгосфилармонией и Государственным академическим симфоническим оркес­тром. Выход на такую сцену – это реальное продвижение и  поддержка творческих возможностей молодежи.

Одним из стимулов для развития художественного образования стала масштабная программа по ремонту и приобретению музыкальных инструментов, рассказывает ректор БГАМ: 

– Мы приобрели рояли, академия музыки полностью оснащена фортепиано и другими инструментами. Это дает нам право провести международный конкурс пианистов «Минск-2021». В нем смогут участвовать исполнители в возрасте от 16 лет до 31 года. К масштабному проекту, который пройдет с 1 по 10 декабря, уже приковано международное внимание.

Таланты всех мастей 

Между тем одна из первостепенных задач – воспитание гражданина-патриота, который не станет искать возможности уехать на работу за рубеж, а будет стремиться остаться и реализовать себя на родине, не сомневается секретарь Центрального комитета БРСМ Варвара Серова:

– На 44-м съезде организации принято решение, что БРСМ будет работать по восьми направлениям, одно из которых – поддержка одаренной и талантливой молодежи. Многим известны такие наши проекты, как «Студент года» и «Королева студенчества»: они позволяют вы­явить талантливых молодых людей.

Еще один брендовый проект БРСМ, раскрывающий научный потенциал молодежи и способствующий повышению престижа знаний, – «100 идей для Беларуси». За десять сезонов моло­дежные инициативы охватили разные сферы деятельности: институт семьи и образование, экономику и энергосбережение, информационные, промышленные, авиакосмические технологии, био- и наноиндустрию, спорт и туризм, экологию. Среди авторских разработок обращают на себя внимание сверхтехнологические предложения, не имеющие мировых аналогов в сфере медицинской диагностики и терапии, получения органических удобрений, переработки промышленных отходов, технологии производства стройматериалов. 
На «100 идей для Беларуси» поступило около 15 тысяч заявок, три тысячи проектов реализовано.
– Для поддержки молодых рационализаторов предусмотрен механизм выдачи рекомендаций ЦК БРСМ победителям республиканского этапа «100 идей для Беларуси». Этот документ подтверждает преимущественное право на зачисление в учреждение высшего образования при равной общей сумме баллов абитуриентов. 



Кристина Грицкова, студентка Белорусской государственной академии музыки:

– В этом году удостоилась премии и звания дипломанта фонда Президента по поддержке талантливой молодежи. Воспринимаю это поощрение как высокую оценку моего труда и одновременно большую ответственность: теперь нужно стараться и работать еще больше, чтобы оправдать такое доверие. Играть на фортепиано начала в шесть лет. Со временем поняла, что хочу посвятить этому делу всю жизнь. Сначала поступила в гимназию-колледж искусств имени И. О. Ахремчика, теперь совершенствую свое мастерство в консерватории. Неоднократно участвовала в творческих конкурсах, в том числе международного уровня. Один из последних – IV Международный конкурс пианистов имени Святослава Рихтера в Бресте, где завоевала первое место.


Иулиана Столяр, магистрант физического факультета Белорусского государственного университета:

– В этом году мне присудили стипендию специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Внимание к моей научно-исследовательской деятельности на таком высоком уровне помогает поверить в себя и придает силы выкладываться на все сто здесь и сейчас. Я очень благодарна за эту поддержку. Важно, что государство не только материально поощряет одаренных ребят, но и предоставляет возможности для реализации своего потенциала: молодым ученым доступны хорошо оснащенные лаборатории для проведения экспериментов.


Алексей Зайцев, преподаватель кафедры общей физики Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины:

– Проект «100 идей для Беларуси» стал для меня в некотором смысле судьбоносным: мою разработку по автоматизации сельского хозяйства («Хутор Мебиуса») заметили и поддержали, она была реализована на базе Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. Также мне выпала честь представлять ее на международном конкурсе студенческих инноваций и предпринимательства «Интернет+», который проходил в Китае в октябре 2019-го. Вернулся с него с серебряной медалью. «100 идей для Беларуси» – не просто конкурс инновационных проектов. Это форум, на котором небезучастные к будущему нашей страны люди, молодые инноваторы и рационализаторы, вносят свой вклад в развитие государства. Поддержка союза молодежи заключается в том, что он помогает в популяризации, рекламе и продвижении стартапов. Этого достаточно, чтобы тебя заметили инвесторы, которые захотят вложить в реализацию проекта финансовые средства.

derzhanovich@sb.by 

Фото Андрея Сазонова, БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter