И с обмеленьем наших рек мелеют наши души

Познавать окружающий мир мы начинаем, как говорится, с пеленок. По сути, этот процесс продолжается всю жизнь. И вполне логично, что в нашей стране идет формирование непрерывной системы экологического просвещения, образования и воспитания. Все больше появляется дошкольных учреждений экологической направленности. В них малыши получают первые уроки грамотного взаимоотношения с природой. Затем — школа, среднее специальное или высшее учебные заведения, где в последние годы также немало внимания уделяется вопросам экологии. Есть в этой образовательной системе немало и других важных звеньев и резервов, считает доцент, кандидат философских наук Виктор СВИРЕЛИН.

Долгие годы его профессиональной деятельности связаны с природоохранной сферой, особенно с экологическим образованием, воспитанием и просвещением. В течение двенадцати лет он руководил Республиканскими курсами повышения квалификации экологических кадров, сейчас работает старшим научным сотрудником Центрального научно-исследовательского института комплексного использования водных ресурсов Минприроды.
— Виктор Владимирович, у вас большой практический опыт в сфере экологического образования. В верном ли направлении мы движемся?
— Необходимость создания государственной системы всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания назрела давно. И многое в этом плане уже делается. Однако, как и во всяком серьезном деле, здесь необходима соответствующая нормативно-правовая база. Чтобы система действительно была четкой, а не хаотичной. Тем не менее уже более десяти лет проект закона «Об экологическом образовании» так и остается проектом.
Сегодня во всем мире приоритет отдается экологии. При производстве самой разной продукции серьезное внимание уделяется тому, какое влияние оказывают на окружающую среду и производственные процессы, и сама произведенная продукция. Поэтому даже самому опытному руководителю время от времени надо пополнять свои знания. Благо, такая возможность есть. Правопреемником Республиканских курсов повышения квалификации экологических кадров стал созданный в 2005 году Республиканский учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в области охраны окружающей среды Минприроды. На его базе могут основательно подучиться представители самых разных профессий, в том числе руководители, от которых в немалой степени зависит, насколько эффективно будут решаться природоохранные проблемы в той или иной сфере деятельности. В этой связи хочу процитировать Дмитрия Менделеева: «Решение любых проблем надо начинать с образования тех людей, которые к ним причастны».
— Какие звенья в экологической системе просвещения, образования и воспитания, на ваш взгляд, не мешало бы усилить?
— Большие возможности открывает перед обществом Орхусская конвенция — о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Беларусь присоединилась к ней почти десять лет назад. В декабре 2005 года в Минске на базе общественной приемной Минприроды был создан Орхусский центр, куда может обратиться за информацией экологического характера любой желающий.
Гораздо более значимую роль в экологическом просвещении и воспитании широких слоев населения могут играть средства массовой информации. Надо отдать должное «Народной газете», в которой уже четвертый год еженедельно выходит объемный Экологический выпуск. Периодически появляются рубрики и «зеленые» странички в других изданиях. Но этого явно недостаточно. Мало задействованы телеканалы и радиостанции. Первые в основном ограничиваются короткими видеороликами, подготовленными Минприроды и Госинспекцией охраны животного и растительного мира. Время от времени мелькает разрозненная информация экологического характера в новостях. Детской аудитории адресована программа «Миллион вопросов о природе» на телеканале «Мир», взрослой — программа «Равновесие» на Первом национальном канале. Вот, пожалуй, и все. Бледен в этом отношении и наш радиоэфир. Уверен, многие до сих пор помнят радиопрограмму «Родная природа», которую в течение
35 лет вела Надежда Анатольевна Черня. Прекратил также существование журнал «Экология и право». А ведь у нас много ученых, специалистов-экологов, которым есть что рассказать.
Мало внимания уделяют телеканалы и освещению республиканских экологических форумов, которые проводит Минприроды уже пятый год. Это интереснейшее крупномасштабное мероприятие, заслуживающее более широкого внимания со стороны средств массовой информации.
Как положительный момент хотелось бы отметить тот факт, что Национальной стратегией устойчивого развития предусмотрено создание сети центров экологического просвещения и информирования населения во всех административно-территориальных единицах.
Не мешало бы больше внимания уделять и изданию соответствующей просветительской литературы.
— Насколько мне известно, лично вы уже подготовили несколько таких сборников.
— Да, к поэзии я неравнодушен, еще больше меня привлекает экопоэзия. Поэтическое слово обладает замечательным свойством непосредственного воздействия на чувства человека, стихи заучиваются наизусть, цитируются, читаются с большим удовольствием. Поэзия всегда убедительна, отдельные стихотворные строки и строфы становятся крылатыми.
Первый сборник из цикла природоохранной антологии вышел под названием «Прошу прощения, Земля!», он увидел свет в 1996 году. В него включены произведения известных русских и белорусских мастеров поэтического слова, а также стихотворения самодеятельных авторов — представителей самых разных профессий и школьников. Логическим продолжением первой книги стал сборник «Каждый в ответе», выпущенный в 1997 году.
В 2002 году появился еще один сборник — «Помоги природе!». В него вошли стихи для детей младшего и среднего школьного возраста.
Поэзия помогает «достучаться» до сердца человека, она является своего рода лекарством от бездуховности, равнодушия, черствости, помогает прививать любовь к природе и Родине. Это тоже очень важный воспитательный и образовательный момент. Как метко выразился известный белорусский поэт Бронислав Спринчан, «и с обмеленьем наших рек мелеют наши души».
Жаль только, что все эти сборники имели небольшой тираж, хотя наверняка были бы востребованы в каждой библиотеке.
— Рождению новой книги «Ее Величество Вода!» явно поспособствовала ваша работа в Центральном научно-исследовательском институте комплексного использования водных ресурсов.
— В это научно-популярное издание, выпущенное в 2006 году, включены не только стихотворения о воде, но и немало полезной информации. Такой сборник появился не случайно — сегодня человечество стоит перед лицом глобального кризиса водных ресурсов. В 2005 году Организация Объединенных Наций провозгласила Международное десятилетие действий «Вода для жизни». Однако и у этой книги очень мизерный тираж — чуть более 1 тысячи экземпляров.
Впереди — Международный год леса. И я уже подготовил очередной сборник «В лес хожу, как будто в храм». Остается найти финансовую поддержку.
На очереди сборник, где будет показано, что нынешний экологический кризис — следствие нашего равнодушия, безразличия, и в этом плане надо много работать. 
— Составление таких сборников — кропотливый труд. И, насколько я понимаю, им вы занимаетесь после основной работы?
— Это мое увлечение, которому я посвящаю свободное время. Но я уверен, что это нужно не только мне, но и многим людям, о чем свидетельствуют отзывы специалистов, педагогов. И я счастлив, что имею возможность внести свою лепту в столь важное дело — охрану окружающей среды.
— Успехов вам и побольше единомышленников и сподвижников!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter