И незрячие прозреют?

Инфракрасные волны спасают от вечной темноты Уникальное открытие сделали американские исследователи: облучение инфракрасным светом может возвратить зрение людям, приговоренным медициной к вечной слепоте.
Инфракрасные волны спасают от вечной темноты

Уникальное открытие сделали американские исследователи: облучение инфракрасным светом может возвратить зрение людям, приговоренным медициной к вечной слепоте.

Главное средство общения человека с окружающим миром - зрение - является и самым уязвимым. Лишиться его частично или полностью, увы, легче легкого. Мало того, что с возрастом оно ослабевает, так еще и остро реагирует на физические и химические воздействия окружающей среды. Скажем, нечаянно получил человек удар по глазам очень сильным лучом света - за доли секунды, пока успел зажмуриться, часть клеток сетчатки глаза погибла, а острота зрения ощутимо снизилась. Выпил 100 граммов метанола, иначе древесного спирта, - ослеп навечно. С изучения влияния на зрение метанола и начали свою работу неврологи из медицинского колледжа города Милуоки (штат Висконсин).

Выбор этот отнюдь не случаен. Не только у нас любители принять на грудь пьют что ни попадя, лишь бы с ног валило. А в сознании не шибко грамотных противников трезвости спирт есть спирт, какую бы этикетку на него ни наклеивали. Вот и получается, как у Высоцкого: "А гадость пьют из экономии, хоть по утрам, да на свои". Только общение с метанолом, который, кстати, входит в состав некоторых употребляемых "гадостей", бесследно не проходит. В чистом же виде у этого спирта четкая градация: выпил стакан - смерть, полстакана - слепота. О ней и поговорим.

Действие метанола, явившегося причиной многих трагедий во всем мире, хорошо изучено. В организме он превращается в формальдегид, сильный яд, одно из воздействий которого - приостановка жизнедеятельности митохондрий, главной части живых клеток, своего рода электростанций, питающих клетки энергией. А без постоянного притока энергии клетки погибают, что и подтвердили эксперименты американцев на традиционных мучениках науки - крысах. Крысы пристрастны к алкоголю, охотно напиваются до бесчувственного состояния. Им давали строго определенную дозу метанола. Опасности для жизни она не представляла, другое дело - зрение. Митохондрии клеток сетчатки глаза, как и предполагали ученые, прекращали вырабатывать энергию, клетки оставались без питания, через несколько часов оптические нервы начинали умирать, и на второй день животные полностью теряли зрение. А дальше происходило то, во что просто трудно поверить: слепых крыс облучали невидимым для глаза инфракрасным светом определенной длины волны. Зрение возвращалось почти в прежнем объеме.

Надо думать, ученые сами не ожидали такого эффекта, поскольку просто решили проверить сообщение о лабораторных исследованиях, проведенных в конце 90-х годов прошлого века. В нем утверждалось, что деятельность митохондрий активизируется при облучении определенной длиной волны инфракрасного спектра. И первыми, кто заинтересовался этой работой, были специалисты НАСА, которые рассчитывали использовать новый метод для лечения астронавтов в космосе, где повреждения заживают медленнее, чем на Земле, предположительно, из-за плохой работы митохондрий. Они и разработали специальную установку - источник мощного инфракрасного излучения, которой и воспользовались ученые. Облучали ослепших зверьков светом с длиной волны около 670 нанометров в течение почти 2 минут спустя 5, 25 и 50 часов после приема метанола. У крыс не только на 95 процентов восстановилось зрение - сетчатка глаза стала, как у здоровых животных. "Произошла регенерация тканей, нейроны, аксоны и дендриты могут опять соединяться", - утверждает исследователь Гарри Велан. И доказывает это уже не на крысах, а на людях, вылечивая болезненные язвы в полости рта и горла после сеансов химиотерапии у 30 детей. А значит, возможно лечение и других болезней, в том числе той же самой слепоты. Для этого необходимо понять механизм воздействия инфракрасного спектра на клетки человеческого организма. Однако до сих пор ученые не могут объяснить, каким образом свет стимулирует заживление тканей. Все как-то дружно зациклились на митохондриях, возлагая на них большие надежды. Свою лепту сюда внес Бриттон Чане из Пенсильванского университета, показавший, что половину инфракрасного света поглощают именно белки митохондрий, так называемые хромофоры, которые, вероятно, и определяют "живительный" результат облучения. Но так ли это? Сомнение по этому поводу высказал известный специалист по живым клеткам, директор Института физико-химической биологии академик Владимир Скулачев, которого "Российская газета" попросила прокомментировать открытие американских коллег.

- Конечно, они получили прекрасный результат, обещающий огромное будущее, - говорит Владимир Петрович. - Но, скорее всего, они кинулись на то, что лежит на поверхности, решили, что путь к успеху - митохондрии. А у митохондрий нет никаких рецепторов для приема красного света. Так что все далеко не так просто. Живая клетка - это огромная малоизученная страна, хранящая множество сюрпризов. И изучать это явление нужно комплексно, в полном объеме процессов, происходящих в сетчатке глаза. Иначе его не понять, а значит, и не суметь использовать перспективы, которые оно открывает.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter