И лес растет, и щепки не летят

О  том,  как  объекты  бывшей  воинской  части  можно  приспособить  под  современное  эффективное  производство

О  том,  как  объекты  бывшей  воинской  части  можно  приспособить  под  современное  эффективное  производство

«В армии директоров нет, есть начальники. Так вот, я — один из них» — с такого «нешуточного» предупреждения началось когда-то мое знакомство с начальником Крупского военного лесхоза Николаем Фурсевичем. Подведомственное ему хозяйство в некотором смысле исключительное. В Республике Беларусь их только два. Второе – в Ивацевичах.

У военных лесхозов есть, безусловно, своя специфика. Но схожих задач, присущих гражданским аналогичным предприятиям, тоже немало. Первейшая из них – сохранность и рациональное использование лесных богатств. И потому мой первый вопрос был, думается, в тему: как военные лесоводы участвуют в обеспечении населения… новогодними елками?

— Елочки заготавливаем, но, учитывая рассредоточение угодий на территории трех областей, приняли решение выездную торговлю не проводить. Реализуем лесных красавиц местному населению на елочных базарах, в наших лесничествах, которые имеются в Минской, Могилевской и Витебской областях. Планируем продать 500—600 штук.

Хотя, по большому счету, елки для нас — побочное занятие. Погоду коллективу они не делают, скорее создают дополнительные хлопоты. Но мы идем на это сознательно, во имя праздничного настроения людей.

— Николай Витальевич, с какими результатами подошел к финишу года ваш лесхоз в других видах деятельности?

— В отличие от организаций Министерства лесного хозяйства, где начали сокращать лесопереработку, упразднять цеха, вследствие чего в районах стало проблематично купить обычную доску, штакетник, мы встали на иной путь. Министерство обороны приняло решение развернуть этот вид деятельности более масштабно, поскольку нужду в пиломатериалах испытывают и воинские части, и мы сами. Ведь помимо выращивания леса, мы участвуем и в выполнении специфических задач. Например, в подготовке объектов к боевым учениям, обеспечении хода учений. Наша работа не столь заметна, но крайне необходима. На последнем учении «Осень-2008» мы также были задействованы: оборудовали казармы, занимались установкой палаток и т.д.

Углубленная переработка древесины для нас актуальна и с точки зрения повышения доходов.

— Что реально сделано в этом направлении, скажем, за уходящий год?

— Сегодня мы получили в распоряжение новую производственную базу – здания и сооружения расформированной воинской части. В каждом из них налаживается отдельное производство. Уже начата переработка мелкотоварной древесины, пиловочника диаметром 14—18 сантиметров в высококлассный материал – вагонку, половую рейку, доску. Раньше такой лес шел только на дрова.

Министерством обороны перед нами поставлена задача добиться здесь безотходного производства. Монтируем линию по приготовлению топливных брикетов из отходов лесопиления. Щепа, опилки, обрезки —  все пойдет в дело. Брикеты будут изготавливаться без применения химии, в процессе участвуют только высокая температура и высокое давление, никаких клеев, химдобавок. По теплотворности брикеты приравниваются к бурому  углю, хотя по стоимости в 1,5—2 раза дешевле. Да еще имеют такой плюс, как низкая зольность.

Линию опробуем уже в начале января. Первую продукцию будем отправлять в воинские части, поскольку котельные в системе Министерства обороны сейчас тоже переходят на местные виды топлива. 

Второе направление – освоение изготовления мебели. За счет внебюджетных средств министерства закуплено оборудование по сращиванию мебельного щита. Появилась возможность получить изделия высокого качества, начать сборку мебели, в которой нуждаются наши Вооруженные силы. На первоначальном этапе это будут бытовые шкафчики, табуретки, столы, тумбочки. А потом и более технологичная продукция.

Под это, кстати, готовим к запуску итальянскую сушилку выпуска 2008 года, которая обойдется нам порядка 500—600 миллионов рублей. Зато она удовлетворит все наши пожелания, там будет заданный режим сушки, компьютерный контроль. К сожалению, сказывается недостаток финансовых средств у потребителей продукции и, как следствие, свободных оборотных средств у нас, которые можно было бы вкладывать в развитие. Но начатую программу обновления лесхоз завершит.

— Можно считать, что в производственной сфере уходящий год и был знаменателен этими переменами. А в личной жизни каким он стал для вас?

— Очень даже удачным. Дочь хорошо закончила гимназию и стала студенткой первого курса  БГЭУ. Сын пошел в первый класс. Чем не события!  

— С чем и поздравляем!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter