Каковы перспективы гастрономического туризма в Союзном государстве

И лаптем щи хлебать

Гастрономические туры — нечто большее, чем обычные путешествия. По сути, это прекрасный вариант отдыха для тех, кто предпочитает познавать другую страну не только по памятникам архитектуры, но и знакомясь с блюдами национальных кухонь, местными кулинарными изысками, обычаями, традициями. В последние годы такой вид туризма прочно вошел в тренд у россиян и белорусов. Что же мы можем предложить друг другу, помимо традиционных драников и ухи из осетра?

Гастрономический тур в Тулу предусматривает экскурсию на пряничное производство и мастер‑класс по выпеканию тульского пряника. РИА НОВОСТИ

Спрос на гастрономические туры по России растет ежегодно на 17 процентов, отмечают в Ассоциации туроператоров России (АТОР), ссылаясь на данные туркомпаний. Сейчас на этот вид туризма приходится около 10 процентов от всех приобретаемых экскурсионных туров. Часто гастрономические туры привязаны к курортным регионам и пляжному отдыху. К тому же в южных регионах развито виноделие, о котором рассказывают в турах. В компании «Алеан» указывают, что в числе самых популярных с точки зрения гастрономии направлений у организованных туристов — Краснодар, Анапа, Геленджик, Крым, Калининград, Ростов‑на‑Дону и Астрахань. Но даже у крупнейших туроператоров такие туры не бывают массовыми. «Алеан», например, предлагает туры по винодельческим предприятиям и небольшим винодельням Анапы, Абрау‑Дюрсо, Новороссийска, Керчи и Таманского полуострова для двух‑пяти человек. 

Группы в составе 10—15 человек в гастрономические туры по другим регионам России собираются прежде всего под разнообразную экскурсионную программу, знакомство с кухней регионов, скорее, приятное дополнение. Туроператор «Дельфин», например, предлагает из Москвы отправиться на осмотр достопримечательностей городов Киржач, Суздаль, Нижний Новгород, Казань, Йошкар‑Ола, Чебоксары, а во время тура отобедать с блюдами русской, татарской и марийской кухни.

Туры на четыре — шесть дней стоят от 50 тысяч рублей на двоих. Если это тур по винным хозяйствам черноморского побережья, перелет оплачивается дополнительно. Развлечение не из дешевых. Тем не менее сейчас у многих российских туроператоров обязательно найдутся какие‑либо туры, где знакомят с региональной кухней, говорит директор Фонда развития малых исторических городов Юрий Щегольков. 

Есть на рынке и локальные предложения. Отправиться в поездку можно на выходные в пределах своего региона, такие путешествия обходятся дешевле. Например, туристов возили в туры по фермерским хозяйствам Тульской области и затем кормили в ресторане, где готовят блюда только из продуктов этого региона — уха, пироги, приводит он пример. Кстати, благодаря растущему спросу появляется современная инфраструктура. Туристам в Торжке давно рассказывали про знаменитую пожарскую котлету. Но только сейчас появились рестораны, которые начали предлагать этот бренд. 

Надо признаться, что здоровая качественная еда никогда не стоила дешево, поэтому гастрономический туризм все же пока рассчитан на людей с устойчиво средним и выше среднего уровнем доходов, говорит президент Ассоциации гастрономического туризма России Андрей Парамонов. 

А чтобы гастрономический туризм стал в России по‑настоящему массовым, путешественники должны всегда и везде иметь возможность попробовать блюда местной кухни, «начиная с прилета в аэропорт, обеда в придорожном кафе и заканчивая завтраком в отеле», — добавляет руководитель проекта «Гастрономическая карта России» Екатерина Шаповалова. 

Вино, мидии, пироги и сыры — гастрономический туризм в России вроде бы набирает обороты. Туроператоры предлагают туры с дегустациями по индивидуальной программе. Но такие путешествия доступны не всем. Для самостоятельных путешественников появилась гастрономическая карта России.

В Беларуси блины пекут повсеместно и в будни, и в праздники. АЛЕКСЕЙ СТОЛЯРОВ

А как в Беларуси?

В Беларуси развивать гастрономический туризм начали раньше, чем в России, говорит Екатерина Шаповалова. Только пошли, скорее, по пути агротуризма. Основным предложением стали отдых в сельской местности, посещение сельскохозяйственных предприятий и небольших ферм. 

Например, гостей могут принимать и размещать в усадьбах или на фермах. В последнем случае агротуризм будет связан с животноводческой или растениеводческой специализацией небольшого сельхозпредприятия. На месте туристы могут попробовать верховую езду, посетить домашнее подворье, пасеку, а также купаться в реке, ходить на рыбалку и охоту. Конечно, здесь же предлагают и местные продукты. А из усадьбы гости выезжают на экскурсии, знакомятся с культурно‑историческим наследием страны. 

Другой вариант, когда туристов принимают на базе крупных совхозов. В этом случае агрогастрономические экскурсии с дегустацией включаются в общую программу культурно‑познавательного тура. В ходе гастрономических экскурсий чаще всего в Беларуси предлагают попробовать мед, сыр, блюда местной кухни, рассказывает генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.

Особенно развиты в плане агротуризма Витебская область, юго‑восточные регионы страны, отмечают эксперты. Но и в западной части, где расположены значимые памятники истории и культуры, как, например, Несвижский замок, также предлагают гастрономические экскурсии и развит усадебный туризм. 

Правда, сейчас спрос на туры, в том числе в Беларусь, сильно снизился из‑за пандемии, говорит Сергей Ромашкин. По сравнению с доковидным 2019 годом запросов на отдых в Беларуси стало как минимум на 50 процентов меньше. Сказывается это и на развитии гастрономического туризма. В целом это направление занимает около двух процентов на туристическом рынке Беларуси.

Евгений Гайва

egayva@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter