…И каждая игра была, как яркий праздник

Минское «Динамо» отмечает 30-летие победы в чемпионате СССР по футболу

Минское «Динамо» отмечает 30-летие победы в чемпионате СССР по футболу

То ноябрьское утро 1982 года в памяти поклонников минского «Динамо» запечатлелось особо. Они встречали из Москвы любимую команду, впервые в истории белорусского футбола завоевавшую золотые медали чемпионата СССР. Огромная площадь у железнодорожного вокзала, несмотря на ранний час, напоминала людской муравейник – десятки тысяч болельщиков пришли сюда, чтобы отдать дань исторической виктории команды Эдуарда Малофеева.

Золотой финиш динамовцев, сам по себе исключительно ценный и знаменательный, выглядел еще более привлекательно по той причине, что два последних матча минчанам пришлось проводить в гостях – противостоять московским «Динамо» и «Спартаку». Задача усложнялась тем, что из-за непогоды эти встречи решили упрятать под свод манежа, а в то время спартаковцы с их манерой плести фирменные кружева с помощью короткого паса на искусственном поле смотрелись наиболее выигрышно. Однако стремление белорусской дружины не упустить первое место, которое она занимала на протяжении всего сезона, было огромно. Столичных одноклубников она разгромила с хоккейным счетом 7:0, вынуждены были признать капитуляцию и красно-белые – 4:3. Неоднократный чемпион Союза – киевское «Динамо», рассчитывавшее на осечку минчан в Белокаменной, так и осталось вторым. Искренний футбол Эдуарда Малофеева взял тогда верх над прагматизмом Валерия Лобановского.

Триумф белорусов на Украине восприняли с обидой. Мол, победа малофеевской дружины – стечение обстоятельств. Она просто воспользовалась удобным моментом, когда многочисленная группа киевских футболистов, задействованных в сборной СССР на чемпионате мира, после его окончания угодила в психологическую яму. Что ж, сей факт отрицать глупо: главный турнир четырехлетия сборная действительно провалила, хотя, судя по потенциалу, могла претендовать на медали. Виной тому – глупейшее решение федерации поставить во главе сборной тренерский триумвират – Константина Бескова, Валерия Лобановского и Нодара Ахалкаци. Желание не обидеть никого из трех великих специалистов вылилось в форменный раздрай: каждый из них гнул свою линию, а команда так и не поняла, как ей следует играть. Впрочем, объяснять отрыв минского «Динамо» во внутреннем первенстве только этим несерьезно. Во всяком случае, ни один клуб, делегировавший игроков в сборную, кроме киевского, не ссылался на эти обстоятельства в качестве оправдательных. Да и турнирный путь после мирового первенства был таким длинным, что последствия физической усталости или психологического надлома футболистов можно было успеть нивелировать.

Объективные специалисты не могли не признать, что в 82-м белорусская команда действительно поразила всех ярким, атакующим футболом. Тренерская философия Эдуарда Васильевича Малофеева строилась на трех китах: максимальной скорости передвижения по полю, игре в одно касание, постоянной нацеленности на ворота. ЭВМ не раз повторял, что намного приятнее выиграть со счетом 5:4, чем вымучить победу с помощью единственного гола. Зрителям сей принцип не мог не импонировать. Можно ли было равнодушно воспринять хет-трик защитника Юрия Курненина в матче с «Кайратом» – единственный в истории чемпионатов СССР? Или взять чудо-гол любимца белорусских болельщиков Александра Прокопенко в ворота киевлян – полузащитник забил его пяткой, перехитрив опытнейшего Чанова. Восхищали зрителей великолепные сэйвы Михаила Вергеенко, выверенные до сантиметра пасы Юрия Пудышева, стремительные, как порыв ветра, фланговые проходы Сергея Гоцманова, умение выигрывать «воздух» имевшего скромную антропометрию Сергея Боровского, способность просочиться сквозь любой оборонительный частокол Петра Василевского, удивительная бомбардирская интуиция Георгия Кондратьева.

Эдуарду Малофееву удалось создать команду, где все выглядело идеально: сбалансированный во всех звеньях состав, отлаженные игровые действия, боевой характер, микроклимат. Как вспоминает капитан «Динамо»-82 Юрий Пудышев, тренерский штаб не являлся сторонником жесткой дисциплины, и это сработало в пользу сплочения коллектива. Когда можно было, футболисты позволяли себе расслабиться, зато в ходе игры малейшее проявление расхлябанности или малодушия категорически отторгалось. Динамовские «старики» – Вергеенко, Пудышев, Курненин, Прокопенко, Шишкин – умели быстро любого поставить на место. Возможно, поэтому из тогдашней молодежи, только начинавшей матереть в чемпионском составе, выросли такие прекрасные мастера, как Алейников, Гоцманов, Кондратьев, Зыгмантович, Гуринович. Учителя у них были что надо.

По-разному сложилась судьба игроков золотого «Динамо». К сожалению, жизненный путь оказался слишком коротким у Александра Прокопенко и Виктора Янушевского – оба не дожили даже до сорока. Недавно ушли от нас Петр Василевский и Юрий Курненин. Знаменитый защитник на протяжении нескольких лет успешно работал с молодежной сборной Беларуси, вывел ее в финальную часть чемпионата Европы. Однако выступление команды там вызвало неоднозначную оценку в прессе и у руководителей федерации – начались придирки, гонения, и сердце тренера не выдержало.

Естественно, большинство футболистов после окончания игровой карьеры перешли на тренерскую стезю. Примечательно, что четверо из динамовской обоймы-82 занимали капитанский мостик в национальной сборной Беларуси – Эдуард Малофеев, Михаил Вергеенко, Сергей Боровский, Георгий Кондратьев. Последний является ее нынешним рулевым, сменив на ответственном посту немца Бернда Штанге. Ассистирует Кондратьеву также экс-динамовец Андрей Зыгмантович, а на администраторской работе задействован Юрий Трухан.

Потрудившись в сборной и нескольких белорусских, украинских и литовских клубах, в ближайшее время отправится поднимать казахстанскую «молодежку» Боровский. Вергеенко, отдав должное тренерской деятельности, сконцентрировался на организаторской – в течение долгого периода возглавляет Федерацию футбола Минска, был вице-председателем национальной федерации. В подобном статусе неплохо проявил себя и его бывший коллега-голкипер Юрий Курбыко, однако предпочел уйти в бизнес. Пудышев не изменяет работе с молодежью, а вот Гуринович пытается проявить себя в качестве селекционера в родном «Динамо».

В далекие края судьба забросила двух Сергеев – Алейникова и Гоцманова. Первый, поиграв в Италии за звездный «Ювентус» (завоевал с ним Кубок УЕФА) и другие менее именитые клубы, бросил там семейный якорь. Получил тренерскую лицензию. О нем вспомнили в России – пригласили главным тренером в «Торпедо-Металлург», но опыт вышел неудачным. Не удалось Алейникову пробиться и в серию «А» – возглавляет любительские команды низших дивизионов. Гоцманов свил семейное гнездо в Америке. Супруга, бывшая известная гимнастка, открыла там школу, Сергей же далек от спорта – трудится водителем автобуса. Кстати, в Минск наведывается с удовольствием – откликается на призыв сыграть за ветеранское «Динамо».

Белорусский футбол не богат на достижения. Чемпионство «Динамо» в 1982 году, пожалуй, самое яркое из них. И хоть минуло уже три десятилетия и большая часть болельщицкой аудитории может судить об искреннем динамовском футболе лишь по книгам и кинохронике, память о нем бережно передается от отцов детям. Как красивая то ли легенда, то ли быль...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter