В этом году студия "Летопись" намерена выпустить 20 полнометражных документальных фильмов

И это все про нас

Прошлым летом слухи об упразднении «Летописи» не выглядели такими уж слухами — тогда наша студия документальных фильмов, оставшаяся единственной после «Телефильма» и «Белвидеоцентра» (они еще раньше оказались за бортом кинопроцесса), простаивала уже полгода. В 2015–м здесь сняли 16 картин, в 2016–м — всего 4, а их хронометраж уменьшился до 13 минут — только такие фильмы могли рассчитывать на бюджетное финансирование. В этом году «Летопись» намерена выпустить 20 полнометражных документальных кинолент. В следующем — все 25. Ни о каком упразднении или слиянии с другими студиями «Беларусьфильма» речи больше не ведется. «Жизнь как–то вырулила сама собой», — не скрывает облегченного выдоха ведущий редактор «Летописи» Владимир Мороз.

Справедливости ради стоит вспомнить, что до того, как «жизнь вырулила», на защиту последнего оплота белорусской кинодокументалистики встали не только режиссеры и кинокритики, но и зрители, горячо комментируя публикации, в том числе на страницах нашей газеты. На днях свои новые работы под вывеской «Летописи» представили Виктор Аслюк, Галина Адамович и Юрий Тимофеев. Кинопрокатные компании Минска и некоторые областные эти фильмы уже купили.

Владимир Мороз.


Юрий Тимофеев, «сейчас наш самый фестивальный режиссер» (так характеризует его Владимир Мороз), снял очень грустное и нежное кино о деревне Локтыши, один из жителей которой открыл в здании бывшей школы Музей АнтиБахуса. Разнообразие тары из–под спиртного, собранной Николаем Ленковцом, и его простодушные экскурсии по этому нестандартному музею, перемежающиеся репетициями антиалкогольного спектакля в постановке местных артистов, возможно, могли бы стать темой для забавного репортажа. Однако создание кинофильма — процесс куда более долгий, чем съемка новостного телесюжета.

— Изначально я хотел сделать комедию, — не скрывает режиссер. — Но за два месяца визитов в Локтыши наша съемочная группа застала тут шесть похорон. Получилась трагикомедия.

Здесь практически нет постановочных кадров. Все проводы в последний путь, стены домов, рассыпающихся под ковшом экскаватора, воспоминания сельчан о прежних днях когда–то большой деревни с красивейшей церковью в округе — то, из чего состоит сегодняшняя жизнь в Локтышах. Не в одном лишь Ганцевичском районе старики могли бы констатировать, что у них больше «нет детей», не осуждая молодежь, выбирающую город. Деревенские старики — они такие, мудрые и великодушные. Уходящая натура. Воссоздать их послевоенное школьное фото на фоне той самой, давно исчезнувшей, церкви у Юрия Тимофеева не вышло: только трое постаревших школяров смогли поддержать эту идею. Добавить к такому финальному кадру нечего, разве только титры. На этой неделе премьера картины «Агмень» прошла в минском АртКинотеатре. Публика оценила в соцсетях. Высшим баллом.

Тем временем Виктор Аслюк, собрав немыслимое для иного режиссера количество кинематографических наград, с фестивалями явно решил повременить, сняв фильм–провокацию. В своем обычном стиле — с невозможно прекрасными прохладными пейзажами, красивой кинохроникой начала прошлого века и стихами Янки Купалы на разных языках голосами послов зарубежных стран в Беларуси. Подарок к 135–летнему юбилею классика получился совершенно непафосным, да и неуместно, пожалуй, говорить о подарке в этом случае. Запечатлевая красоты природы, буквально по дороге режиссер выяснял, много ли строк осталось в нашей с вами памяти со школьных времен. Камера очевидно никого не выбирала, и люди, застигнутые ею врасплох, произносили чаще не хрестоматийные рифмы, а слова оправдания. Готова спорить: едва ли найдется хоть один зритель, который за эти полчаса не попытается проверить себя на знание стихов Купалы. Белорусский зритель, разумеется, на которого фильм и рассчитан, — международной фестивальной публике не понять.

«Чужое и свое».

В отличие от двух других картина Галины Адамович «Чужое и свое» длится почти час. И наверняка будет удостоена больших призов. Потому что здесь все. Непопулярная тема, провести которую с правильной интонацией сложнее, чем пройти без страховки над пропастью. Уникальная героиня, и делом своим, и частной жизнью. Мастерство режиссера — фильм не кажется долгим, гнетущего послевкусия не оставляет, при том, что о жизни и смерти в нем говорят настолько открыто, насколько вообще возможно. И это уместно везде — на фестивале, в кинозале и особенно на телеэкране. Потому что история Белорусского детского хосписа, которым руководит Анна Горчакова, стоит того, чтобы о ней знали многие. И эти многие будут за нее благодарны.

«Агмень».

Но предлагать свое новое кино телеканалам «Летопись» не спешит. Владимир Мороз объясняет это просто:

— Документальное кино по определению не может стать выгодным бизнесом, однако некоторый доход кинопрокат все же приносит. Но кто будет смотреть фильм на большом экране, если накануне видел его по телевизору?

«Янка Купала».

Картину «Першадрук», созданную молодым режиссером Игорем Чищеней по сценарию Владимира Мороза к юбилею белорусского книгопечатания, уже запускают в прокат по всей стране. Позже он будет в телепрограмме. Причем, скорее всего, не раз — несмотря на то, что телеканалы давно практикуются в создании собственных документальных проектов, кино «Летописи» все же качественно другое.

В скором времени на YouTube снова можно будет смотреть архивные картины студии «Летопись». За 50 лет (юбилей отпразднуют в будущем году) красивых, глубоких, умных кадров здесь накопилось изрядно. А через несколько дней намечается премьера фильмов новых авторов.

cultura@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter