100 лет восстанию «немых» артистов, преобразивших Голливуд

И дольше века длится фильм

Сто лет назад, когда кино уже почти выросло из детских штанишек, но еще не научилось говорить, Чарли Чаплин, Дуглас Фербенкс, Мери Пикфорд и Дэвид Гриффит — звезды, как некогда говорили, «великого немого» — выступили против бытовавших тогда в Голливуде порядков. Творцы заложили собственную студию United Artists, ставшую на долгие годы главным раздражителем для бизнес–акул киноиндустрии. Вопреки прогнозам вездесущих скептиков компания долгие годы успешно работала. Сначала во многом благодаря популярности самих учредителей, а в дальнейшем благодаря умелым продюсерским ходам и ярким проектам вроде «бондианы». Кстати, в воспоминаниях Мери Пикфорд можно найти и белорусскую страничку...

Дэвид Гриффит, Мери Пикфорд, Чарли Чаплин, Дуглас Фербенкс в присутствии юристов подписывают документы об учреждении United Artists.

Для того чтобы нынешнему поколению, избалованному спецэффектами большого экрана, объяснить причины популярности немого кино, достаточно отослать условного тинейджера на его страничку в социальной сети. Там среди многочисленных комментариев, едких замечаний и фотожаб всегда найдется место для нескольких любительских мини‑фильмов. Кто‑то запечатлел на камеру сотового телефона, как ему было весело на вечеринке с друзьями, кто‑то спел песенку, а кто‑то выставил на всеобщее обозрение проделки любимого пуделя или хомячка. Наивно и глупо? Спросите у тех, кто неустанно обменивается подобной «наив­ностью» с друзьями, а еще лучше — узнайте, как можно заработать на такой «простоте» после сотен тысяч просмотров. Сегодняшние сайты в погоне за пользователями только и пестрят заметками вроде «храбрый кот стал героем интернета» или «турист решил покормить обезьян и стал мемом»...

Собственно, такими лаконичными были и первые кинокартины, в которых неизвестные актеры смешили публику — лишь одним своим появлением на экране, под звуки расстроенного пианино, по клавишам которого отчаянно молотил тапер. Кинопроизводители на рубеже XIX — ХХ века не утруждали себя сюжетами, фильмы снимали короткими, чтобы за неделю сменить в «иллюзионе» несколько лент. Первое время такая валовая бизнес‑модель работала исправно, но, насмотревшись на все, что просто движется на экране, зритель начал задавать вопросы. Например, кто эта девочка со светлыми кудряшками? Или кто этот маленький человечек в котелке с усами и со смешной походкой? Прямо как сегодня «хайповые» пользователи соцсетей интересуются, кто этот паренек, что поет о «мокрых кроссах».

После того как зрители решили, что они предпочитают одну актрису другой, а того актера — этому, миллионы поклонников стекались в кинотеатры на своих любимцев и оставались дома в иных случаях. Зритель изменил коренным образом баланс сил — главным в кино стал не владелец кинотеатра, а актер. Между производителями началась охота за популярными именами. Гонорары взлетели до 100, 500, а у самых‑самых вроде Пикфорд и Чаплина до 10 тысяч долларов в неделю! Некогда «второсортная» профессия лицедея стала едва ли не самой высокооплачиваемой на свете. Собственно, именно кинематограф и положил начало явлению, которое мы называем шоу‑бизнесом.

С гонорарами раздулись и другие расходы. Простые «клиповые», как нарекли бы, возможно, теперь, ленты все чаще сменяли захватывающие истории с проработанными сюжетами. Художественному кино требовались профессиональные сценаристы и режиссеры. Владельцы студий, вынужденные дополнительно тратиться, призадумались. Глава Metro Pictures Ричард Роуланд прямо заявил: «Фильмы должны перестать быть игрой, а стать бизнесом». 

Ведущие актеры не восприняли новые подходы всерьез. Однако, когда в конце 1918 года Чарли Чаплину отказали на предложение увеличить бюджет фильмов, а Мери Пикфорд и Дуглас Фербенкс не получили никаких предложений от крупных компаний, актеры призадумались. Чтобы понять суть дела, троица наняла детектива. В своей биографии Чаплин рассказывает следующую историю:

«Мы наняли очень умную и привлекательную девушку. Она устроила свидание с руководителем крупной продюсерской компании. Три вечера девушка «кормила обещаниями» похотливого деятеля, разведав «при свечах», что происходило в киноиндустрии. Оказалось: он и его парт­неры формировали общий бюджет на сорок миллионов долларов для связывания всех действующих актеров пятилетними контрактами. Ухажер прямо сказал ей, что они намеревались поставить отрасль на надлежащую деловую основу, вместо того чтобы ею управляла горстка сумасшедших актеров, получающих астрономические зарплаты».

Таким образом, ставшие буквально за несколько лет миллионерами актеры в корпоративной солидарности бизнесменов увидели прямую угрозу собственным доходам и творческим идеям. Кинорынок начала ХХ века имел фактически вертикальную структуру — располагающие финансами крупные студии являлись и владельцами обширных сетей кинотеатров. А стало быть, ведущим актерам производители выставляли своего рода ультиматум: хотите зарабатывать — подписывайте у нас контракт. 

Недолго думая уже 5 февраля 1919 года Чарли Чаплин, Дуглас Фербенкс, Мери Пикфорд и режиссер Дэвид Гриффит создали собственную фирму — United Artists. Голливуд был слишком циничен, чтобы воспринимать это восстание всерьез. Одни не верили в финансовые возможности, другие предсказывали, что звездная компания развалится от взаимной ревности к успехам. Ричард Роуленд бросил фразу, ставшую афоризмом: «Итак, сумасшедшие взяли на себя ответственность за больницу...»

Окажись правы скептики, сегодня и повода не было бы вспоминать про столетний юбилей United Artists. В первые годы существования новой фирмы Мери Пикфорд получает от каждого фильма до миллиона двухсот тысяч дохода. Гонорары ее мужа Дугласа Фербенкса уже достигают двух миллионов долларов, а создаваемый им образ непобедимого и бесстрашного человека, героя многочисленных приключений, сводит с ума зрителей всего мира. Чарли Чаплин получает не только порядка трех миллионов за фильм, но и творческую свободу. Именно на своей теперь студии он снимает ставшие мировой классикой ленты «Золотая лихорадка», «Огни большого города», «Новые времена».

Не имея серьезных производственных мощностей и сети кинотеатров, United Artists работала как дистрибьюторская компания с небольшими студиями. Этим коренным образом и отличалась от всех гигантов Голливуда. В 1925 году во главе успешно развивающейся компании становится выходец из Российской империи Джозеф Шенк, а еще год спустя чета Фербенкс — Пикфорд отправляется в СССР.

Их визит приходится на расцвет НЭПа — удивительное время, воспетое Ильфом и Петровым в «Двенадцати стульях» и «Золотом теленке». Страна Советов после революционных потрясений и гражданской войны постепенно оправляется от разрухи, а люди, уставшие от бесконечной неустроенности, наконец начинают искать удовольствия и развлечения. Советские обыватели вроде Эллочки Щукиной могут листать красивые журналы и даже соревноваться в нарядах с миллиардершей Вандербильд. Конвертируемый золотой червонец дает возможность представить публике лучшие мировые картины. Кинотеатры забиты под завязку, афиши государственного концерна «Сов­кино» зазывают на Фербенкса в фильмах «Робин Гуд», «Зорро» и «Багдадский вор». Газета «Правда» пишет: «Мери Пикфорд и Дуглас Фербенкс очень довольны своим пребыванием в Москве. «Мы увидели, — говорят они, — молодость, радость, волю к жизни, кипучую работу. Становится ясным, какие огромные перспективы открываются перед этим прекрасным народом, недавно начавшим новую жизнь».

Страстям вокруг этой поездки позавидовали бы любые современные знаменитости. Анджелина Джоли и Брэд Питт вряд ли бы вызвали подобный ажиотаж в отдельно взятом месте. А на Пикфорд советские кинопроизводители даже умудрились заработать! Документальную хронику поездки и реальный поцелуй одного из поклонников добавили к собственному художественному сюжету. Получился фильм «Поцелуй Мери Пикфорд», высмеивающий идолопоклонничество вокруг заезжих звезд, чем‑то похожий на историю Эллочки Щукиной. Фильм стал успешным в прокате, а ключевой поцелуй заморской звезды оказался для «Совкино» совершенно бесплатным! Мери Пикфорд лишь незадолго до смерти узнала, что, оказывается, она дебютировала в советском кино. Как отмечала в воспоминаниях сама актриса, тогда в Москве ей предлагали роль, но деньги советской звезды — 7 долларов в день.

За сто лет в истории United Artists были разные периоды. Современному зрителю наиболее известны фильмы про агента 007, спагетти‑вестерны с Клинтом Иствудом, «Рокки» — сделавшие звезду из Сильвестра Сталлоне, мультсериал «Розовая пантера», музыкальные фильмы с участием «Битлз». В 1981 году после многочисленных преобразований компания стала подразделением одного из своих давних соперников Metro‑Goldwyn‑Mayer. Формально United Artists уже не снимают кино, но они по‑прежнему в деле и их логотип украшает многие интересные фильмы.

Вагонная история

Когда Пикфорд и Фербенкс отправились в СССР в 1926 году, им уже поклонялись как богам на земле. Путешествие началось здесь, на белорусской станции Негорелое, где звездную пару пересадили из польского поезда в вагон, колесивший по необъятным просторам еще с царских времен. Спустя несколько лет, уже вернувшись в Америку, Мери Пикфорд поделилась своими воспоминаниями об этом приключении с известным режиссером Владимиром Немировичем‑Данченко, о чем упоминал известный библиограф и историк театра Сергей Бертенсон.

«Мы достигли границы вечером. На вокзале было темно, и наше первое впечатление было, что люди, которые окружали нас, никогда не улыбались. Публика состояла в основном из мужчин с напряженными лицами и нескольких женщин. Однако я была уверена, что они будут добры к нам в благодарность за то удовольствие, которое мы доставляем им своими фильмами. Во всяком случае, так бывало со всеми другими народами, с которыми мы встречались раньше. И действительно, в дальнейшем мы получили очень теплый прием. У меня были с собой сладости, которые я раздавала детям. Сначала они были очень стеснительными и не подходили ко мне, но потом их смятение исчезло. Пять или шесть актеров и режиссеров приехали в Минск, чтобы поприветствовать нас».

Поездка до Минска, очевидно, оказалась самым запоминающимся отрезком пути. Вот как эти самые километры оказались эмоционально описаны уже самой Мери в дневнике, на который ссылается выпущенная после их визита в СССР брошюра «Мери Пикфорд и Дуглас Фербенкс в СССР»: «Дуг меня поцеловал. Итак, мы в этой стране. Большевики ходят в брюках, а некоторые (наверное, начальство) даже носят галстуки.

Граница перейдена — большое удовольствие. Мы (я и Дуг), конечно, требуем себе отдельный вагон и после переговоров получаем его...

Едва мы сели в вагон и решили, что наконец остались одни, как из‑под дивана вылез какой‑то джентльмен и, показав документы, долго говорил на незнакомом языке. Затем он сел около нас. Не успели мы оглянуться, как вокруг нас оказалось довольно оживленное общество, беседовавшее друг с другом и с нами.

Как видно, буфера были переполнены, и наш вагон не спас нас от попутчиков. Даже когда я вышла в... — мне неудобно писать куда, но ведь это дневник, о существовании которого никому из широких масс неизвестно, — итак, когда я вышла в уборную, там тоже был джентльмен, сейчас же сфотографировавший меня на память».

КСТАТИ

Одним из основателей голливудского тяжеловеса Metro‑Goldwyn‑Mayer, в который сейчас входит в том числе и United Artists, является родившийся в Минске в 1884 году Лазарь Меир. За океаном он записал себя как Луис Барт Майер, в 1907 году купил свой первый кинотеатр, а уже спустя несколько лет стал одним из самых влиятельных людей киноиндустрии. В 30‑е годы Майер сделал из MGM самую финансово успешную киностудию в мире, единственную, которая выплачивала дивиденды акционерам во время «Великой депрессии». Из большого кинобизнеса он ушел лишь в начале 50‑х. Луис Майер, соучредитель Американской академии кинематографических искусств и наук, которая ежегодно вручает «Оскар», был удостоен почетного «Оскара» и звезды на Голливудской аллее славы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter