Hotel, но не смог

"Мест нет", - немой приговор за стеклом "рецепшена".
"Мест нет", - немой приговор за стеклом "рецепшена". А за ним такая же непробиваемая и недвусмысленная, как и лаконичный текст на табличке, мадам под горообразной прической из крашеных волос. Заблуждение о том, что она совсем не умеет улыбаться и ей чужды простые человеческие чувства, рассеивается достаточно легко. Скорость возвращения к жизни зависит от того, что вы "забыли" в протянутом паспорте: "зелененькую", "синенькую" или "красненькую". "В этой даме даже есть некоторый шарм", - ловите себя на мысли вы, заходя в достаточно простенький, но все же свой гостиничный номер. "Вот стерва", - про себя сердятся те, кто кучкуется у "рецепшена" и не догадывается, что паспорт, в котором между страницами ничего нет, не более чем удостоверение личности, но никак не пропуск к вожделенному ночлегу.

Это - зарисовка из прошлого. Канули в Лету те времена, когда столичные гостиницы трещали по швам от наводнявших их приезжих. Теперь вс„ гораздо спокойнее. Даже при закрывшихся на реконструкцию "Свислочи" и "Минске" средняя загрузка трех оставшихся центральных гостиниц - "Беларуси", "Планеты", "Юбилейной" - не превышает 60 - 70 процентов. Места есть почти всегда, если не в одной, то в другой. Исключение составляют лишь дни, когда в Минске проходит какое-либо массовое мероприятие. Но так везде. Попробуйте найти самую простенькую свободную койку в Каннах во время кинофестиваля! То-то.

Белорусский гостиничный бизнес сегодня в стадии вялотекущего подъема и, вполне вероятно, на пороге качественного рывка вперед. До недавнего времени вопросы обновления, ремонта, реконструкции гостиницы решали самостоятельно. Заработали денег - "оевропеили" холлы, как это сделали "Юбилейная" и "Планета". Еще подсобрали - благоустроили номера. И так, мелкими шагами, тянули вверх сами себя. Но с недавнего времени на столичную сферу отдыха стали засматриваться и иностранные инвесторы. Немецкий инвестор с помощью турецкой компании строит новый отель в районе завода холодильников. Турки же купили старую "Свислочь" и делают из нее "Принцесс-отель". Некая ливанская компания приобрела четверть "Планеты" и заявляет, что дотянет ее до уровня четырех звезд. Процесс пошел?

Возможно. Но скребут где-то в глубине души кошки оттого, что у нас все только начинается. Оглядываешься вокруг: Польша, Прибалтика, Россия. Куда нам до обосновавшихся там "Хилтонов", "Шаратонов" и "Рэдиссонов".

Помнится, еще году в 1994-м иду в Питере по Невскому и обнаруживаю на месте спрятанной в строительные леса и затянутой в зеленую сетку ветхой развалины сверкающий и шикарный отель "Палас". Похожий на маршала швейцар на мою просьбу взглянуть одним глазком на сказку понимающе кивнул. Иди, мол, деревня, только недолго, а то всю солидную публику распугаешь. И еще тогда, стоя посреди огромного холла - зимнего сада, я задавал себе вопрос: ну почему родной Минск не привлекает к себе желающих сотворить нечто подобное?

Главный постулат гостиничного бизнеса гласит, что основа его процветания - туризм. Неважно, какой: по делам бизнеса, политики, спорта или просто поглазеть на местные достопримечательности. Главное, чтобы через страну шел людской поток. И чем плотнее - тем лучше. Очевидно, что белорусская столица пока не может похвастать огромным числом приезжих. Судя по низкому уровню иностранных инвестиций в экономику страны, зарубежные бизнесмены здесь - гости редкие. Крупных международных форумов мы тоже почти не проводим. Достопримечательности у нас если и есть, то далеко не в том состоянии, чтобы привлекать к себе массового туриста. В общем, над всем этим еще нужно работать. Как и над тем, чтобы люди, которые посещают нас сегодня, не рассказывали друзьям на родине, что у нас по улицам ходят медведи.

Примечательно, что по уровню стоимости гостиничных услуг мы практически сравнялись с Европой (по крайней мере, для гостей из дальнего зарубежья). А вот о сервисе от зарубежных знакомых, на себе испытавших его прелести, приходится слышать много интересного. У кого-то в номере за 120 долларов не было мыла. Кто-то остался недоволен усатыми сожителями - тараканами. Кому-то принесли заказанный кофе только через 40 минут и холодным. Претензий хватает. И отрицать, что большинство из них обоснованные, наверное, было бы наивно. И хоть директора гостиниц твердят, что в их заведении такого быть не может точно, - не веришь. Ведь сколько бы ни бился руководитель, перевоспитать в одночасье на цивилизованный манер весь персонал невозможно.

И тем не менее практически все примеряют на себя звезды. Не публично, а, так сказать, образно. Для сравнения. Много, конечно, на себя не берут, но все центральные столичные гостиницы считают, что минимум трехзвездочному уровню они соответствуют. Однако это сравнение весьма условное. Дело в том, что официально соответствующей классу "три звезды" признана лишь одна белорусская гостиница - "Нафтан" в Новополоцке. Об этом корреспонденту "СБ" сообщила начальник бюро методологии сертификации продукции и услуг Белорусского государственного института по сертификации и стандартизации (БелГИСС) Людмила Бокуть. Правда, совсем недавно поступили еще 2 заявки и одна на подходе - вот и все. Почему же так мало? Причин по меньшей мере две. На каждую звезду специальным межгосударственным стандартом предусмотрен определенный набор требований как технического характера, так и к спектру предоставляемых услуг и уровню сервиса. Подогнать под них гостиницу дело не из дешевых. Да и сама процедура предварительной экспертизы, устранения недостатков и экспертизы окончательной требует ощутимых затрат. Но, думается, они того стоят, если речь идет о престиже заведения.

Правда, есть еще одна проблема. Наш, единый для всего СНГ, "звездный" стандарт разрабатывался еще в 1995 году на основе итальянского и французского аналогов. Воды с тех пор утекло немало, и можно с полной уверенностью говорить, что многие наши требования от европейских отстали. Так что эсэнгэшные звезды будут сиять заметно тусклее, скажем, парижских.

Еще один спорный вопрос белорусского гостиничного бизнеса - тарифная политика. Россиян, например, очень удивляет, а порой и обижает то, что для них стоимость проживания почти втрое выше, чем для белорусов. "Какой же это союз?" - вопрошают они. Кстати, в той же Москве такого разделения по признаку гражданства нет. А мы обижаем скорее не столько россиян, сколько самих себя. Дело в том, что для наших соотечественников установлены льготные тарифы, которые для гостиниц чуть ли не убыточны. То есть, получается, сами признаемся всем приезжим: нищие, мол, мы, хоть и местные. И поэтому частично "отбиваем" то, что недоплатили сами, за счет россиян - для них расценки установлены на уровне разумной рентабельности. А главным образом покрываем убытки за счет гостей из дальнего зарубежья - эти платят практически по полной европейской программе. Так, что опускать россиян до нашего уровня (в смысле цены) - это подложить свинью гостиницам. А поднимать нас... Даже не знаю, готовы ли.

И все же главная проблема сегодня не в столице. Поезжайте в провинцию и посмотрите на состояние ночлежек для приезжих (иначе эти заведения и не назовешь). Конечно, есть исключения. Например, гостиницы в Новополоцке, Столине, Новогрудке, Браславе и некоторых других городах. Но ведь есть и полные убожества в Жлобине (возле вокзала), Речице, Дубровно... Перечислять можно еще очень долго. А самое парадоксальное, что стоимость проживания везде практически одинаковая - что в трехзвездочном "Нафтане", что в "общаге" в Жлобине. И с этим нужно что-то делать.

Конечно, "звездопад" на гостиницы, а вместе с ним и качественный рост сервиса может начаться лишь в том случае, если обострится конкуренция. Но активности в строительстве новых отелей нет. Пока нет того клиента, за которого стоило бы биться. То есть он есть, но не в том количестве. Те инвесторы, которые приходят сегодня, работают скорее на будущее. Столбят делянки. Монстры же гостиничного бизнеса ждут. Им ни к чему омертвлять деньги, свое место под белорусским солнцем они и так смогут отвоевать без труда. Та же Москва - красноречивое тому подтверждение. Ведь очевидно, что хорошие гостиницы - это не условие развития туризма. Это следствие. Люди, в особенности состоятельные, приезжают в страну не за тем, чтобы любоваться отелями. Значит, надо думать над тем, как заманить сюда европейцев, японцев и прочих американцев.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter