Харьков за 4 года развил с нуля туристическую сферу

Hotel как лучше

Чем Харьков привлекает туристов?
Харьков во времена СССР — третий по величине индустриальный центр после Москвы и Ленинграда. Сегодня — второй по количеству населения город Украины после Киева. Да, еще именно здесь появился знаменитый танк Т-34. Бронетехнику и самолеты на тамошних заводах выпускают и поныне. Но не только этим интересен Харьков.


Самолеты авиакомпании “Белавиа” на регулярной основе курсируют между Минском и Харьковом. Полет чуть больше часа. Мой сосед Николай, директор одной из столичных туристических компаний, сказал, что летит в служебную командировку: “Себя показать цель не стоит, мы в этом сегменте новички. Нашей фирме важно поучиться у коллег”. Вежливо удивляюсь. Как так? При дистанционном изучении мне Харьков показался отнюдь не райским местечком для туристов. Оказывается, информация слегка устаревшая. За последние 4 года украинский город вырос из детских штанишек и теперь амбициозно пытается переманивать туристический поток не только у Киева, но и у традиционных курортных городов.

Харьков принял престижный футбольный чемпионат Euro-2012. К этому событию, как водится, в город вложили немалые средства. Были построены шикарные гостиницы, разработан собственный бренд Kharkiv — smart city (умный город). Имиджевые объекты приносят прибыль и сейчас.

Колеса шасси самолета мягко коснулись посадочной полосы. Привычная суета в аэропорту. Путь до гостиницы занял 20 минут.

Так что же собой представляет этот город? Здесь есть исторический центр с узенькими улочками, зажатыми сплошь зеркальными витринами бутиков, подвалами сувенирных лавочек и нависающими громадами торговых центров. А на окраине на площади 75 гектаров раскинулся знаменитый промышленно-вещевой рынок “Барабашово” — крупнейший в Украине и Восточной Европе (он занимает 14-е место в перечне величайших рынков мира).


Нужно признать, что военный конфликт в стране больно ударил по украинцам в финансовом плане. Покупательная способность резко упала, и рынок оказался настоящим спасательным кругом для многих, кто отдал предпочтение огромной торговой точке перед модными, но очень дорогими по нынешним меркам центральными бутиками и фирменными магазинами.

“Когда-то мой родной Харьков считался городом науки, а теперь он — город торговли”, — коротко, но весьма емко выразился мой случайный собеседник. И добавил, что в “Барабашово” можно найти абсолютно все — от одежды и обуви, среди которой встречаются на самом деле очень достойные по качеству вещи, до продуктов питания, строительных материалов и автомобилей. Причем стоимость их примерно в 2 раза ниже (а если посетить ночной рынок, то экономия вообще фантастическая), чем в обычных магазинах: “Вообще, в Украине есть три города, где есть большие рынки с “дешевыми” ценами — Одесса, Хмельницкий и Харьков. Но как патриот своего города я отдаю предпочтение “Барабашово”.

Харьков — город промышленности. Продукция многих местных предприятий, в том числе и такая наукоемкая, как танки, самолеты и турбины, известна на мировом рынке. Харьковский электромеханический завод — единственный в Украине, имеющий лицензию на поставку электропереключателей на АЭС

В Харькове расположено более 500 промышленных предприятий, на которых работает около 350 тысяч человек — невероятный потенциал в развитии новомодного производственного туризма, который может не только повысить имидж города на международной арене, но и послужить отличным пиаром для предприятий. К слову, на некоторые предприятия экскурсии уже организованы. Например, особой популярностью у туристов пользуется знаменитый еще с советских времен машиностроительный завод имени В.А. Малышева, с конвейера которого в свое время сошел танк Т-34, а сегодня выпускается бронетехника, двигатели, нефтегазовое и угледобывающее оборудование. В музей завода выстраиваются очереди. Но это все касается, скорее, делового туризма.

А вот центр притяжения для простых жителей большого (около 1,8 млн человек) города и многочисленных гостей — Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького. Единственное, по сути, место отдыха для утомленных жарой горожан.


Как в Париже: уменьшенная копия Эйфелевой башни — магнит для туристов.

В реконструкцию гигантского, площадью около 130 гектаров, парка в течение нескольких лет вложено около 20 миллионов евро, причем инвестиции продолжают вкладывать. Закупаются новейшие аттракционы из Англии, США. Льются оригинальные бронзовые скульптуры, создаются тематические зоны. Менеджер по связям с общественностью парка Андрей Кравченко на вопрос о сроках, когда все затраты “отобьются”, даже обижается:

— Парк культуры — скорее, имиджевый и социальный проект.

Замечаю, что многие бронзовые фигурки, там и сям расставленные около пешеходных дорожек и площадок, вытерты до желтого блеска. Это посетители следуют традиции и трут медведя, лягушку, цаплю, чтобы еще раз вернуться сюда.

Мэрия Харькова понимает, что туризм развивать необходимо. И если нет выхода к морю, да и климат не совсем располагает к пляжному отдыху, значит, нужно выбирать иные направления.

Начальник отдела развития туристической инфраструктуры и имиджевых проектов департамента международного сотрудничества Харькова Юлия Згурская говорит, что они делают ставку на спортивный и бизнес-туризм. Тем более что для него первые шаги уже сделаны: к Euro-2012 город обзавелся ультрасовременными гостиницами, включающими обширные конференц-залы, способные принять конференцию или конгресс любого уровня.

В качестве примера можно взять гостиницу Premier Palace Hotel Kharkiv, обзорную экскурсию по которой согласился провести начальник отдела маркетинга Рамаз Абдурахманов. Отель изначально планировался как пятизвездочный, таковым и получился.

Встретить курящего на улице здесь практически нереально. И не потому, что это жестко запрещено. “Курение уже не модно!” А вот традиционные велодни собирают до 15 тысяч человек. В вечерах вальсов под открытым небом кружатся тысячи пар. На харьковский марафон записалось рекордное количество участников — около 20 тысяч.


Раскрутка города в качестве туристической площадки — дело не одного дня. Здесь требуются десятилетия упорного и креативного труда. Директор департамента международного сотрудничества Харьковского городского совета Виктор Рудь утверждает, что на самом деле Харьков еще только в начале пути. Многое предстоит сделать:

— Я много раз бывал в Беларуси, посещал большие и малые города. Впечатлило то, что практически в каждом из них построены и пользуются успехом ледовые дворцы, стадионы, амфитеатры. Это мощные магниты для туристов. У вас есть гребные каналы, треки, арены, способные принять чемпионаты любого уровня. Я вижу, что в вашей стране проводятся мероприятия мирового уровня. Уже сейчас Минск, областные и даже многие районные центры подготовлены к наплыву гостей лучше, чем Харьков. Мы хотим учиться, поэтому перспектива взаимодействия в туристической сфере у нас очень велика. Сегодня мы прилагаем немалые усилия, чтобы Минск или хотя бы Гомель стал нашим городом-побратимом.

Напоследок несколько цифр. Туризм в Харькове с ноля было решено развивать лишь в 2012 году. Хотя статистика по количеству гостей здесь не ведется, но, например, объем туристического сбора в городе за три года вырос почти в 2 раза — с 32 тысяч долларов в 2013 году до 60 тысяч в 2015-м. Нынешний сезон обещает стать еще более жарким. А харьковчане уже заглядывают в недалекое будущее и прикидывают, как бы переманить к себе из Киева или Львова грядущее “Евровидение”. Ведь это также сработает на туристический имидж города.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter