Гудбай, Америка...

Советская молодежь осваивала миллионы гектаров целинных и залежных земель. С песнями возводила промышленные гиганты, строила ГЭС на сибирских реках. Это была возможность заработать приличные деньги. Времена изменились. Голый энтузиазм теперь не в почете. А вот возможность прилично заработать, думаю, редко кто упустит. Имеется в виду выезд студентов за рубеж во время летних каникул.

Советская молодежь осваивала миллионы гектаров целинных и залежных земель. С песнями возводила промышленные гиганты, строила ГЭС на сибирских реках. Это была возможность заработать приличные деньги. Времена изменились. Голый энтузиазм теперь не в почете. А вот возможность прилично заработать, думаю, редко кто упустит. Имеется в виду выезд студентов за рубеж во время летних каникул.

Была и в моей жизни попытка выехать за пределы Беларуси. Не получилось. Но, как говорят, даже отрицательный опыт — это тоже опыт. Итак, все по порядку...
Сразу подчеркну, в Америку попасть я был не прочь. Да что-то все смущало в уж больно затянутом процессе выезда. Вероятно, сам я никогда не полез бы в это “болото”, да друзья помогли. Один знакомый годом раньше беспрепятственно покинул Родину, оставив “без себя” любящих родителей, верных друзей и ставший родным БНТУ. И как минимум ближайшую пятилетку планирует встретить стахановским трудом, увеличивая ВВП Штатов. Смотрю на его фотографии. То он на фоне бесконечного ряда новых суперавто. То в окружении ослепляющих небоскребов из стекла и бетона. Или в письме распространяется на тему, как вечерком посидеть в баре сотен на пять-семь. Долларов, разумеется. Приглашал к себе. Обещал помочь при выезде. Наверное, это и пошатнуло основы моего патриотизма.
Сложно восстановить в памяти весь затянувшийся процесс оформления документов. Поэтому привожу наиболее яркие, четко сфокусированные памятью эпизоды.
Итак, я пришел в офис одной из столичных организаций, занимающихся выездом студентов за рубеж. В офисе мне предложили заключить соглашение на участие в программе “Work and Travel USA 2004”. Им я оставил 250 тысяч белорусских рублей и два фото. Зато оформляющая документы девушка обрадовала: теперь, как один из их организации, я могу поехать в Германию, Польшу, Францию... В качестве волонтера. Слово “волонтер” мне сразу не понравилось. Если бы поехал, то пришлось бы из собственных сбережений оплачивать открытие визы и транспортные расходы. Принимающая сторона тратится на жилье и питание. Зато в свободное время появилась бы возможность ознакомиться с местными достопримечательностями.
Мне всучили два платежных квитка, которые должны были оказаться в мусорке. Это желание я в себе притупил. И время подтвердило мою правоту. Вообще в этом процессе ничего лишнего нет. И каждая, на первый взгляд, ничтожная бумажка порой приобретала огромный вес и неоспоримую значимость.
Несколько слов о программе “Work and Travel USA”. Она пользуется огромной популярностью во всем мире у тех, кто желает получить опыт работы в Соединенных Штатах, улучшить знание английского языка, познакомиться с культурой и стилем жизни американцев. От участника требуется быть студентом дневного отделения в возрасте от 18 до 22 лет, знать английский язык на разговорном уровне и быть здоровым. Официальные условия программы позволяют приехать на работу в США с 1 июня по 19 октября. Еще 30 дней отводится на путешествие по стране. В этом случае пребывание можно продлить до 18 ноября.
Одним из ключевых аспектов программы является подтверждение того, что за тобой закреплено рабочее место на период пребывания в Штатах. Подтверждением является контракт с американским работодателем. Так называемый job offer либо employment agreement, содержащий информацию: где и кем будешь работать, предоставляется ли жилье и питание, срок работы и краткое описание обязанностей. У меня с контрактом возни не было — помог друг в США. Правда, документ был фиктивным. Но если кому и вздумалось бы проверить его  подлинность, то придраться было бы практически не к чему.
В это время одни мои конкуренты искали рабочее место под американским солнцем с помощью “всемирной паутины”. Других трудоустраивали специалисты из организации. За мзду в сто долларов.
Я оплатил стоимость программы в размере 1175 долларов, зубрил английский и сфотографировался. Хорошо, что в паспорте уже был штамп о разрешении выезда во все страны мира.
Кстати, один “доброжелатель” посоветовал получить водительское удостоверение: с ним вроде будет проще найти работу в США. А чтобы дольше проработать за океаном, я досрочно проходил практику. В результате первую половину дня занимала автошкола, вторую — учеба. Остатки времени уходили на практику.
В конце мая пригласили в посольство. Кое-кто обещал, что туда попаду раньше. И вот судный день. С собой были обязательные карточка с номером очереди и стодолларовая купюра. Рекомендовали не брать ничего лишнего.
В посольстве мне дали пять минут, чтобы убедить консула в своем “неиммиграционном статусе”. За это время нужно было вложить в ответ максимум патриотизма. Объяснить, что причин “застрять” в Штатах надолго нет. А то у них с этим жестко. Так, раздел 214 (б) “Закона о национальности и эмиграции” гласит: “... каждый иностранец считается иммигрантом, пока во время рассмотрения его заявления он не представит к удовлетворению консульского офицера достаточных доказательств того, что он имеет право на получение неиммиграционного статуса”.
Передо мной девушка с полуслова понимала консульского офицера и на середине его вопроса начинала свой многословный ответ. Визу ей не открыли. Парень у соседнего окошка размеренно “грузил” консула явно заученными фразами. Ему разрешили на время покинуть Родину. В отличие от меня. Странно, я нисколько не расстроился.
В соглашении поэтапно расписывался процесс возврата денег в случае отказа. Но и здесь ждал неприятный сюрприз. Комиссия за перевод денег на тот берег Атлантического океана и обратно оплачивается за счет плательщика. Тариф в платежном ведомстве назывался “РАСТОЧИТЕЛЬНЫЙ”. И если первую часть суммы вернули вовремя, то со второй явно не торопились. Я даже намеревался предъявить судебный иск. Но компетентный юрист посоветовал не делать этого. И указал на строчку в соглашении: “Все споры и разногласия будут рассматриваться судом штата Нью-Йорк, США”.
В банке в нагрузку к деньгам всучили непонятный документ: испещренный цифрами и латинскими буквами лист с реквизитами финансового учреждения. Его нужно было занести в налоговую: деньги, мол, всего лишь возвращали, так что государству никто ничего не должен. Инспектор оказался некомпетентен. Он спросил: “А что мне с этим делать?”. Думаю, не стоит объяснять, почему после возврата второй части я не пошел в налоговую.
В соглашении был оговорен вопрос о страховании в случае отказа в выдаче визы. Административные расходы и консульский сбор компенсировались компанией “Альвена”. Выходила сумма порядка 170 долларов. Но пока чиновники оформляли документы, студенты из других организаций побывали в посольстве. И многим отказали в открытии визы. “Альвена” держала “нос по ветру” и моментально отреклась от предоставления своих услуг. Другие страховщики просто подняли цену. Мне повезло: через знакомого застраховался на весьма выгодных условиях.
Но и здесь оказалось не все так просто. К моменту выплаты директор страховой компании ушел в отпуск. Решение вопроса доверил молодой сотруднице. Она потребовала доказательства того, что я действительно понес административные расходы и уплатил консульский сбор. Мне пришлось, в который уже раз, объездить все инстанции и собрать необходимые документы. Здесь и пригодились почти с годовым опозданием упоминаемые мной квитки. Деньги в тот день не вернули. Позвонили дней через десять. Объяснили: выплата производится исключительно в четверг с четырех до пяти.
Приехал в срок — выплату еще не производили. Сослались на банк: сумма уж больно велика.
В итоге — проблемная сессия. Получение водительских прав отсрочено на неопределенный срок. Такое понятие, как “свободное время”, практически перестало существовать. Мои деньги почти восемь месяцев работали на других людей. Я убил неисчислимое количество времени, спалил огромное количество нервных клеток, затратил уйму сил. Вдобавок понес финансовые потери в размере, превышающем две сотни долларов. И в конце всего этого — штамп в паспорте application received (в просьбе отказано).
Обычно в школе осень начиналась с сочинения “Как я провел лето”. В моем университете шаблонную тему чуть переиначили и придали ей современный колорит. Теперь она звучит “Как до лета провели меня”.

Нелишне помнить

Нынешним летом действует новый порядок выезда белорусских студентов на работу и учебу за рубеж, разработанный Министерством образования.
В соответствии с ним все учреждения, направляющие студентов за границу на работу или учебу, обязаны иметь письменное разрешение министерства. Министерство образования требует от организаций копии договора или контракта со студентом, которые гарантируют ему безопасность пребывания в другой стране, выполнение оговоренных условий и своевременное возвращение домой.
Сведения о каждом выехавшем молодом человеке заносятся в банк данных министерства. Судьба каждого остается на контроле государства.
Согласно данным Министерства образования, только на учебу в 2004 году выехали 3703 белорусских студента.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter