Как сотрудники ГУБЭП МВД борются с ввозом контрафактного алкоголя в Беларусь

Грузят контрафактный алкоголь бочками

Новости о смертельных отравлениях контрафактным спиртным появляются в сводках происшествий регулярно. Обычно в таких случаях все происходит по накатанной: человек хочет сэкономить денег, вот и покупает подешевле паленый алкоголь. И не задумывается, что в подпольном цеху, где его произвели, могут одновременно разливать стеклоомыватель. Что делается для того, чтобы сомнительное спиртное не ввозилось в страну? Об этом — в беседе корреспондента «СГ» со старшим оперуполномоченным по особо важным делам Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Виталием ТАРАСЕНКО.


— Виталий Михайлович, в сводках Министерства внутренних дел чуть ли не ежемесячно появляются новости о задержаниях крупных партий контрафактного или фальсифицированного алкоголя. Порой счет идет на тонны некачественного спиртного. Откуда это «добро» плывет в республику? Производят ли его здесь?

— В основном весь контрафактный и фальсифицированный алкоголь попадает в Беларусь из России. На территории нашей восточной соседки есть подпольные предприятия, мощности которых достигают 15 тысяч бутылок в сутки. Много кустарных производств размещено в приграничных с республикой районах, а также в Подмосковье и Ленинградской области. Наши (и не только) предприимчивые граждане едут туда, затариваются и везут обратно. И хорошо, если только для себя: некоторые потом создают целые цепочки по его дальнейшей продаже. 

В Беларуси же подпольных цехов по производству и розливу алкоголя нет. А если таковые и появляются, то очень быстро прекращают работу. В этом просто нет смысла. Во-первых, предусмотрена жесткая административная ответственность вплоть до конфискации имущества и огромных штрафов, также возможно возбуждение уголовных дел. Люди, способные на создание таких предприятий, постоянно находятся в нашем поле зрения. Во-вторых, дело в сопутствующих финансовых и временных затратах: человеку потребуется много денег и времени для запуска производства, которое в итоге закроется очень быстро. Легче и дешевле съездить на машине в Смоленскую или Брянскую область и купить там с рук несколько ящиков алкоголя или спирта, чем и занимаются наши горе-предприниматели. 

— Расскажите, чего удалось добиться управлению по борьбе с экономическими преступлениями в 2018 году в сфере борьбы с контрафактным и фальсифицированным алкоголем?

— За прошлый год изъято почти 110 тонн спирта и чуть меньше 22 тонн ликеро-водочных изделий. Составлено 1769 административных протоколов в сфере производства и оборота алкогольной и иной спиртосодержащей продукции. По сравнению с 2017 годом цифры постепенно сокращаются. Добились этого благодаря систематическим рейдам и проверкам автотранспорта. И теперь желающие на этом разбогатеть, или, как их еще называют, бутлегеры, ввозят менее крупные партии, чтобы лишний раз не рисковать своими деньгами.

Имеем конкретную информацию и по каждому региону. В Брестской области, например, изъято почти 1,5 тонны ликеро-водочных изделий, в Витебской – 3,216 тонны, на Гомельщине эти цифры достигли 5 тонн. Немало и в Минске и области – 5,5 и 4 тонны соответственно. На Могилевщине конфисковали 2,308 тонны. Меньше всего в Гродненской области: всего 310 литров. 

Более любопытные цифры в сфере нелегально ввозимого спирта. К примеру, В приграничных с Россией областях, то есть Витебской, Гомельской и Могилевской, его изъяли 43 тонны, тогда как только в Гродненской найдено и конфисковано 33,6 тонны.

— А как Гродненщина стала лидером печального рейтинга?

— Все просто. Людям, которые живут на востоке страны, до России намного ближе. Поэтому и временных и финансовых затрат на такую поездку они несут меньше. А значит, могут ввозить ликеро-водочные изделия и спирт маленькими партиями, которые легче спрятать. Жителям Западной Беларуси, наоборот, нужно брать как можно больше товара на борт автомобиля, чтобы отбить такое «путешествие». В итоге это привело к целой тенденции: жителей Витебщины, Могилевщины и Гомельщины задерживаем с небольшим количеством алкоголя, а вот представителей Минщины, Гродненщины и Брестчины, наоборот, с большим. 

Так было и в прошлом году. В декабре 2018-го в Гродно остановили для проверки легковушку с прицепом, в ней 7495 литров спирта российского производства. Чуть позже в агрогородке Озеры Гродненского района задержали еще одну иномарку, в которой перевозили почти 2,5 тонны спирта той же марки. Еще через пару дней поступила информация о пенсионерке, торгующей нелегальным алкоголем. Проверили ее. Как оказалось, не зря: в своем доме и на даче в деревне Житомля она хранила 4,6 тонны спирта и 120 бутылок водки.

— Наверняка для большинства бутлегеров это основной источник дохода. Что делают эти люди для того, чтобы замаскировать товар во время перевозки?

— Говорить о том, что большинство задерживаемых за незаконное перемещение алкогольной продукции занимаются этим для заработка, нельзя. Слишком разные люди попадаются в связи с подобными нарушениями. Многие из начинающих бутлегеров из-за крупных штрафов и дальнейших возможных последствий перестают ввозить контрафакт и несертифицированные ликеро-водочные изделия в Беларусь после первого задержания. Однако отрицать тот факт, что для некоторых это действительно основной источник дохода, нельзя. И с такими приходится сложнее всего.

В прошлом году, например, в Витебской области остановили минивэн. За рулем – неоднократно привлекавшийся за перемещение крупных партий алкоголя местный житель. В тот раз он перевозил из России шкаф, но при этом мужчина вел себя странно. Сотрудники нашего управления и ГАИ через некоторое время выяснили: стенки багажного отделения автомобиля были двойными. В них около 200 литров алкоголя. Был еще один случай, когда в пассажирском микроавтобусе делались ниши для нескольких бочек со спиртом. Естественно, что в условиях сжатого срока досмотра обнаружить такие тайники непросто. Однако и с этими ухищрениями предпринимателей сотрудники органов внутренних дел борются успешно.

— А какой поддельный алкоголь чаще всего нелегально ввозится из-за рубежа? И можно ли встретить его на полках белорусских магазинов, в кафе или других заведениях общепита?

— Основную массу составляют дешевые ликеро-водочные изделия, которые легче всего продать. Например, водка известных российских марок. Но есть заводы, которые специализируются на производстве аналогов элитного спиртного. Например, шотландского виски или французских коньяков. Этот товар тоже пользуется спросом у белорусов, которые желают сэкономить.

Вероятность, что на полках наших магазинов вы купите поддельное спиртное, почти нулевая. За последние несколько лет не зафиксировано ни одного такого случая. В кафе и объектах общепита ситуация немного другая. Иногда бармены и те, кто работает с алкоголем по должности, пытаются извлечь из такого положения личную выгоду, и вместо, к примеру, водки, продают разбавленную некачественным спиртом воду. Но такие факты единичны. 

— Что планируется предпринять в дальнейшем по противодействию нелегальному обороту фальсификата?

— Продолжим работу с таможенным и пограничным комитетами, сотрудниками Министерства по налогам и сборам. Также проведем системные совместные рейды с представителями ГАИ, во время которых проверим весь подозрительный транспорт. 

Еще одно направление — совместная работа с российскими представителями органов внутренних дел. Обмениваемся информацией, контролируем участки дорог. Были случаи, когда выезжали в приграничные районы и накрывали подпольные производства, после чего ситуация заметно улучшалась. 

Также наше ведомство инициировало поправки в законодательство. С конца прошлого года введена ответственность за повторное нарушение при незаконном перемещении фальсифицированной алкогольной продукции в течение года, которая предусматривает конфискацию транспортного средства. 

Все эти меры позволят более эффективно бороться с нелегальным ввозом поддельного и несертифицированного алкоголя. 

— Спасибо, Виталий Михайлович, за содержательный разговор.

Над выпуском работали Никита АВРАМЕНКО, «СГ», arvamenko@sb.by, сотрудники управления информации и общественных связей МВД Виктор НОВИКОВ и Елизавета БЕЦКО.

Фото предоставлено ГУБЭП МВД.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter