Груз ответственности

Беларусь — в Таможенном союзе (ТС). С нуля часов 6 июля Брестская таможня начала работать согласно Договору о Таможенном кодексе, международным договорам государств — членов ТС и решениям комиссии ТС...

Беларусь — в Таможенном союзе (ТС). С нуля часов 6 июля Брестская таможня начала работать согласно Договору о Таможенном кодексе, международным договорам государств — членов ТС и решениям комиссии ТС. Чтобы воочию увидеть, что в связи с этим изменилось, отправляюсь в «Козловичи» на белорусско–польской границе — теперь самый крупный грузовой переход всех стран ТС с Евросоюзом.


Главное — очередей нет. Водители–«дальнобойщики» говорят, что именно этого боялись, но опасения, к счастью, не сбылись. За смену через таможенный пост проходит около 500 большегрузов на въезд и до 350 на выезд. Обычный рабочий ритм, хотя его пропускная способность наполовину больше.


— Грузопоток увеличился по сравнению с прошлым годом как на въезд, так и на выезд. В том числе выросли объемы белорусского экспорта на 10 процентов, — начальник таможенного поста «Козловичи» Дмитрий Цыба рассказывает, что по правилам Таможенного союза здесь начали работать с 1 января 2010 года, когда был введен в действие единый таможенный тариф. Процедура оформления стала проще, и процесс пересечения границы ускорился.
Кстати, процентов тридцать перевозчиков пользуются такой услугой, как электронное предварительное информирование. Водитель, получивший в Европе товар и документы на него, по электронной почте или факсу предоставляет в Брест все данные о грузе и транспортном средстве. А по прибытии на «Козловичи» электронная копия транзитной декларации уже готова! Автомобиль еще в дороге, а таможня, можно сказать, уже дает «добро».
Идем в зал, где оформляют тех, кто въезжает к нам из Европы: 70 процентов везут грузы в Россию, 25 — в Беларусь, 5 — в другие страны, в том числе Казахстан. На улице жара — в зале работает кондиционер. На одном пространстве собраны все службы контроля — таможня, транспортная инспекция, ветеринарный, фитосанитарный, а также санитарно–карантинный контроль, который появился с 1 июля. Раньше, чтобы сформировать электронную копию документов таможенного транзита, нужно было стоять в живой очереди.

Теперь же водитель на клавиатуре компьютера набирает номер контрольного талона, который ему выдали пограничники, — и на экране, размещенном в центре зала, отмечается время постановки на оформление и номер очереди.


Затем высвечивается номер бюро, в котором водителя оформят. Все это действует с того самого момента, как был введен терминал «Козловичи–2».


Еще одно удобство для водителей: с 1 июля на территории пункта таможенного оформления работает площадка для выезжающего за границу транспорта. Ведь как было раньше? Раньше фуры ждали своей очереди на площадке «Брестгрузавтосервиса» — это окраина Бреста. Там же машины с грузом взвешивались за определенную плату. Теперь все на месте — в «Козловичах». Платить за взвешивание и за пользование площадкой не надо. Экономится время: автомобиль проезжает через пункт радиационного контроля и весы не останавливаясь! Затем водитель идет оформлять груз. Кстати, на площадке одновременно может поместиться 250 автомобилей. Но аншлага пока не было.
— Если вдруг случится забастовка польских таможенников, как это было зимой 2008 года, сможет терминал предложить водителям питание, душ? — интересуюсь, вспоминая, как обеспечивали комфорт на «Брестгрузавтосервисе». Дмитрий Цыба заверил, что условия на новом терминале «Козловичи–2» отличные. И в этом легко убедиться.


Таможня дает перевозчикам не только комфортные условия, но и большой кредит доверия, что не может не сказаться на транзитной привлекательности нашей страны. Сегодня досматривается лишь два процента автомобилей из потока вместо прежних десяти, а эффективность досмотра высокая. В эти самые два процента попадают по целому набору признаков, которые дают основания усомниться в содержимом груза. Досматривать фуры помогает рентгеновская техника — передвижной автомобильный досмотровый комплекс (в перспективе на «Козловичах» появится и стационарная установка). Благодаря технике и опыту таможенников недавно в одном из автомобилей среди мебели нашли наборы позолоченных шахмат, шкатулки для драгоценностей из страусиных яиц, инкрустированных золотом и кристаллами Сваровски, — стоимость добра потянула более чем на 157 миллионов рублей. Тайный груз следовал из Италии в Казахстан, был изъят как незаконно перевозимый на таможне в Бресте, и теперь суд решит его судьбу...


Кстати, терминал оснащен не только совершенными средствами технического контроля, но также обеспечен современной связью — подключен к высокоскоростным информационным линиям, которые обеспечивают в режиме реального времени обмен данными с другими таможнями, коллегами из России и Казахстана. Так что проблем со связью быть не должно. И еще. Поскольку Таможенный кодекс ТС включает переходные положения, многие нормы будут вводиться в действие постепенно. К примеру, новая форма транзитной декларации начнет действовать с 1 января 2011 года. А пока свидетельствую: серьезных изменений на «Козловичах» не произошло.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter