Груз недвижимости

Журналистское расследование— Когда я в гостинице, например, предъявляю администратору страничку паспорта с пропиской, человек по меньшей мере остается в недоумении, а некоторые начинают смотреть с подозрением, — Тамара Мелешкина протягивает мне синюю книжицу с гербом, где стоит штамп с таким текстом: «С–з Мiнская авашчная фабрыка», д. 20...»

— Когда я в гостинице, например, предъявляю администратору страничку паспорта с пропиской, человек по меньшей мере остается в недоумении, а некоторые начинают смотреть с подозрением, — Тамара Мелешкина протягивает мне синюю книжицу с гербом, где стоит штамп с таким текстом: «С–з Мiнская авашчная фабрыка», д. 20...»


С такой странной «пропиской» Тамара Мелешкина не одна. Еще 59 семей в фабричной пятиэтажной «панельке». Живут и всю жизнь жалуются. Сколько еще таких же невезучих, как они, никто толком не считал. Хотя, похоже, немало. По статистике, примерно 5 миллионов квадратных метров жилья принадлежит... заводам, фабрикам, сельхозкооперативам. Когда–то они строили дома, чтобы привлечь молодых, перспективных или закрепить опытных специалистов. Теперь недвижимость для предприятий — тяжкий и ненужный груз. И бросить бы рады, да нельзя — закон запрещает оставлять дома без присмотра. Пытаются передать, так сказать, в более «умелые руки», но коммунальники в ответ: «Не возьмем, пока крыши, стыки и сети не приведете в идеальное состояние». А какое уж тут «идеальное», если содержать штат сантехников, электриков, инженеров ради одного–двух домов на 30 квартир предприятиям не по карману. Запчасти, овощи, кастрюли с такими «коммунальными накрутками» явно никто не купит. ЖЭСам ведь две трети затрат компенсирует бюджет. Что в итоге?


Коммунальный натюрморт


За коммунальные услуги жильцы ведомственных домов платят зачастую немало. Например, в январе, феврале прошлого года стандартная «трешка» «проживающим» на Минской овощной фабрике обошлась в 150 — 170 тысяч рублей. В то же время с момента заселения (в 1995 году) в пятиэтажке не было ни одного даже косметического ремонта. «Чтобы вызвать сантехника, нужно идти на проходную, искать главного энергетика. А если, не дай Бог, сорвало кран ночью, в выходные или праздничные дни — делай что хочешь. В городской аварийной службе нет договора с овощной фабрикой на обслуживание, — жалуется Татьяна Жирко из «овощного дома». — Дежурного сантехника на фабрике тоже нет. Сократили. В некоторых квартирах промерзают стены, сырость, в подвалах — канализационное половодье. Но самая главная загадка: почему фабрика уже давно городская, а дом, который в 50 шагах от нее, принадлежит Минскому району?» «Есть вопросы», — соглашается главный энергетик КУП «Минская овощная фабрика» Игорь Пашкевич.


Такого поворота я, признаться, не ожидала. Ведь о жильцах этого дома «СБ» уже писала («Кто в доме хозяин», «СБ» от 24.01.2007 г.). И тогда руководитель управления пищевой промышленности Мингорисполкома В.Лазовский заверил, что «готовятся документы о включении земель КУП «Минская овощная фабрика» в черту города». Мол, сейчас на ремонт жилья у предприятия нет денег — районный бюджет задолжал фабрике кругленькую сумму дотаций на содержание дома. А город ничем помочь не может — не его епархия. Но ведь прошло 2 года, а дом и ныне там. То есть на балансе овощной фабрики. Практически ничего из обещанного не сделано.


Из рук — вон!


Еще один, прямо скажем, неординарный пример — 6–квартирные дома 9, 11 и 13 по улице Рогачевской в деревне Довск Рогачевского района. С начала 60–х годов они принадлежали экспериментальной сельскохозяйственной базе «Довск». В 2002 году все жилье экс–базы в приказном порядке без денег и ремонта передали районной жилищно–коммунальной службе, кроме этих 3 домов. Почему так? Потому что в 1995 году жильцы (20 семей) выкупили у государства квартиры (такая тогда пошла мода), не подозревая, что за символическую плату принимают на себя не только ценное имущество, но и все недоделки тоже.


— Коммунальники отказались брать наше жилье на обслуживание. Мол, все квартиры приватизированные, мест общего пользования нет, — припоминает дела минувших дней жительница одного из домов Анна Белоглазова. — Председатель сельсовета и представители исполкома сказали: «Создавайте товарищество собственников, а то зимой останетесь без тепла и света». Раза три собирали собрание и уговорили.


Так в районе появилось уникальное товарищество собственников «Парковый». Многие из его членов родились в 20–е, 30–е годы прошлого века. На счету ТС — ноль, кроме тех небольших взносов, которые по гостарифам перечисляют жильцы на расчетный счет товарищества. А дома почти 50 лет без ремонта.


— Вот смотрите: сверху уже стена треснула, — показывает на крышу пенсионерка Анна Емельянова, затем легко вытаскивает обломок бетона из фундамента 9–го дома: — Разваливается. Окна страшно открыть — могут вывалиться. Рамы — труха. Все трубы прогнили. Проводку тоже давно надо поменять. Когда клеили обои, пришлось пробки выкрутить, стены били током».


Несколько лет назад было еще хуже: в квартирах жильцов с крыш по стенам сочилась вода. После многочисленных жалоб деньги на ремонт выкроил районный бюджет. Но это лишь частичное решение проблемы. Домам нужен серьезный капитальный ремонт. Причем его стоимость, по сделанному три года назад товариществом проекту, — 300 миллионов рублей. На каждый.


Не сошлись в цене?


— Исполком нам готов выделить 50 миллионов рублей, — сокрушается председатель товарищества собственников «Парковый» Владимир Медведев, — но при условии, если мы добавим к этой сумме еще треть. Таких денег у нас нет, в месяц собираем около 300 тысяч рублей. Банк готов дать кредит (я интересовался), но под залог моей квартиры, например. Пойти на такой риск я не могу. Проще сложить полномочия.


У специалистов коммунального жилищно–эксплуатационного унитарного предприятия «Рогачев» — своя логика.


— В нынешнем году на замену крыш, утепление стыков, капремонт из бюджета запланировали 1 миллиард 35 миллионов рублей. Вы предлагаете все эти деньги бросить в Довск? — вопросом на мой вопрос: «Что делать?» — отвечает начальник цеха по обслуживанию и ремонту жилфонда КЖЭУП «Рогачев» Руслан Столяров. — Мы обслуживаем 560 жилых домов. Примерно каждый второй из них давно заждался маляров, кровельщиков или каменщиков. Что я отвечу жильцам, которые в ожидании капремонта перечисляют деньги с 1999 года и терпеливо ждут? ТС «Парковый» с августа 2007 собрал на капремонт всего 2,5 миллиона рублей, а из бюджета требует (если судить по проекту) в 10 раз больше.


Трудно, конечно, возразить. Но вряд ли такой ответ успокоит жильцов домов в Довске — стариков, оказавшихся в нелепой и безвыходной ситуации. Трещины в стенах и щели в окнах, увы, не залатаешь убедительными аргументами. И не ждет ли в будущем такая же участь тех, кто сегодня проживает «на овощной фабрике», на каком–нибудь заводе? Очевидно, что проблему нужно решать. Ведь жилье — это не только стены, но и люди. Что если стены однажды не выдержат?..


Компетентное мнение


Дмитрий Ксензов, заместитель начальника Гомельского областного управления жилищно–коммунального хозяйства:


— В идеале, конечно, предприятия должны передавать ведомственное жилье в отремонтированном виде. Но, увы, некоторые концерны, объединения, министерства ходатайствуют перед Правительством и, мотивируя убыточностью предприятий, на балансе которых есть жилье, спихивают его коммунальникам без средств на капитальный ремонт и в весьма плачевном состоянии. Приходится их восстанавливать и ремонтировать за счет бюджета. Конечно, так быть не должно. Каждому дому нужен хороший хозяин.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter