Громкая спецоперация: захват особо опасного преступника гомельским ОМОНом

Инцидент, произошедший в Гомеле в середине мая этого года, прогремел на всю страну. Находившийся в розыске преступник оказал сопротивление милиции и тяжело ранил ножом троих сотрудников... Задерживали наглого уголовника, как в кино. С погоней по земле и воде, блокированием и стрельбой на поражение. Подробности той ночи "Спецназу" рассказали сотрудники ОМОНа УВД Гомельского облисполкома.

Задержавшие преступника сотрудники гомельского ОМОНа - старший прапорщик Василий Борисенко, капитан Александр Лопухов, майор Кирилл Гончаров.

Начнем с предыстории годичной давности. Дело было "на районе", как говорят обычно в кругах главного героя - 22-летнего на тот момент Никиты Баса. 13 января он с товарищами бурно и шумно отмечал старый Новый год. Чем и привлек внимание прохожего, который с подругой шел из магазина. Гражданин, хотя и сам был нетрезв, стал читать нотации о нормах поведения в общественных местах. Закончилось это предсказуемо плохо. Боксер Никита внимать не стал - несколько раз ударил "нравоучителя" по лицу и вместе с приятелями быстро ретировался. Спутница потерпевшего вызвала милицию. Отработка района по горячим следам - и вот хулигана задерживают. Пришлось применять силу и спецсредства - подчиняться Бас не желал.

- Уже тогда он мне запомнился, - говорит один из омоновцев, участвовавший в том задержании. - Держался агрессивно, все рвался "выйти один на один" с кем-нибудь из сотрудников. Естественно, мы подобные провокации игнорируем. Надели браслеты и доставили его в отдел.

При личном досмотре в кармане у Баса нашли пакетик с марихуаной. Затем был проведен обыск дома, который также дал результат - емкость с высушенной и готовой к употреблению коноплей. За хулиганство и хранение наркотиков Никита получил 3 года ограничения свободы в исправительном учреждении открытого типа.

Наказание Бас отбывал в одной из колоний-поселений Могилевской области. Что вдруг заставило его совершить побег, пока неизвестно. Возможно, причины прояснятся в ходе расследования уголовного дела.

Беглец был объявлен в розыск. Искали его и в родном Гомеле, где он жил вместе с бабушкой. Поздним вечером 15 мая сотрудники оперативно-поискового отдела управления уголовного розыска УВД вышли на след. Но времени на тщательную подготовку и выжидание удобного момента, о чем так любят рассуждать диванные аналитики, не было. Да и, говоря прямо, при всей своей горячности матерым рецидивистом Никита Бас не считался. Ничто не указывало на то, что он окажет вооруженное сопротивление.

Задерживать его пришлось в почти пустом троллейбусе № 20, когда тот остановился возле универмага "Гомель". Сотрудники в штатском, крикнув: "Стоять, милиция!", начали заламывать беглецу руки. И в этот момент в происходящее вмешался посторонний мужчина, судя по всему, нетрезвый. Ведомый лишь ему известными мотивами он принялся оттаскивать оперативника, который почти надел наручники на Баса. Тому хватило секундной заминки, чтобы выхватить нож. Удары он наносил зигзагами, целясь в ноги. Глубокие раны с повреждениями больших сосудов получили все трое милиционеров. Один из них впоследствии оказался в реанимации, двоим понадобилась экстренная помощь хирургов.

Преследовать преступника истекавшие кровью оперативники не могли. Сил им хватило, чтоб вызвать подмогу. Включив на полную мощность сирены, к универмагу понеслись бригады скорой помощи и экипажи наружных служб милиции. По городу был объявлен спецплан "Перехват".

Тем временем Бас юркнул во дворы и бежал в сторону парка, до которого около двух километров. Стоит признать: в физической выносливости ему не откажешь. Вскоре преступник оказался возле парка, где был замечен сотрудниками Департамента охраны. Они бросились следом, но Бас успел добежать до набережной и не раздумывая прыгнул в Сож... Получив информацию, к реке приехали сотрудники ОМОНа. Заместитель командира оперативной роты Кирилл Гончаров принял решение привлечь взвод оперативно-боевого назначения. Так совпало, что основная группа в это время находилась на задержании, обеспечивая силовую поддержку сотрудникам областного управления ГУБОПиК. Пришлось задействовать резерв.

Милиционеры из охраны рассказали, что примерно на середине реки потеряли беглеца из вида. Рассмотреть что-либо в темноте было невозможно. Что, впрочем, не отменяло необходимости прочесывать Сож. На помощь пришли работники ОСВОДа, дежурившие на станции неподалеку. Один из них завел двигатель моторки. Вместе с Гончаровым в лодку сели заместитель командира взвода оперативно-боевого назначения Александр Лопухов и милиционер Василий Борисенко.

Направление поиска подсказывал здравый смысл. Ведь каким бы крутым пловцом ни был преступник, плыть против течения он не мог. Да и температура воды не располагала к длительному заплыву. "Высадку" следовало ожидать чуть ниже по течению. На правом берегу там находится развлекательный клуб "Немо", слева - деревня Якубовка. Милицейский спецназ блокировал оба направления. Для этого пришлось поднимать "в ружье" резервы взводов - омоновцев, у которых был выходной.

В 4.30, едва забрезжил рассвет, контролировавшие левый берег сотрудники заметили человека в воде. По радиостанции связались с лодкой и стали корректировать ее движение, подсвечивая, насколько это было возможно, фонариками.

Оставаясь в воде, беглец пытался прятаться за корягой. А когда понял, что обнаружен, - стал погружаться в воду, задерживая насколько мог дыхание. Но, едва выныривая, снова оказывался в свете фонариков. В очередной раз он появился недалеко от берега - вода в этом месте доходила до пояса. Из лодки прозвучал приказ поднять руки. Для убедительности омоновцы достали из кобур пистолеты, дослали патроны. Однако ни лязг затворов, ни окрики не действовали. Бас попятился к берегу. Старший прапорщик Борисенко, а затем и капитан Лопухов сделали по выстрелу в воздух. Но преступник стал продвигаться к берегу еще быстрее...


Так шокирующе выглядел троллейбус после нападения вооруженного преступника на милицейских оперативников.

Гнаться дальше на лодке было нельзя - мешали прибрежные заросли лозняка. Тогда омоновцы спрыгнули в воду и устремились следом. Один за другим грянули еще четыре предупредительных выстрела. Реакции не последовало. С учетом того что уже случилось, подходить вплотную было слишком рискованно. Милиционеры открыли огонь на поражение. Стрелять пришлось через воду, примерно в районе ног. И только когда два выстрела попали в цель, Бас остановился и упал на колени.

- Лишь после этого он по моему приказу поднял руки вверх, - капитан Лопухов описывает момент непосредственного задержания. - Надели на него наручники, погрузили в лодку. Тут же сняли кроссовки, спортивные штаны, стали оказывать медпомощь. У него были прострелены обе ноги. Наложили жгуты из аптечки, перевязали раны. Удивило то, что за все это время он не сказал ни слова. Лишь сильно трясся от холода.

Моторка взяла курс на правый берег, где ее встретили другие сотрудники ОМОНа. Вызвав скорую помощь, задержанного под конвоем доставили в больницу, благо находится она буквально в нескольких сотнях метров. Там же в это время врачи спасали раненых милиционеров. Нападавший на них с ножом уголовник занял место на операционном столе. Ранение правого бедра было сквозным, из левой голени хирурги извлекли пулю.

В первые дни, которые Никита Бас провел пристегнутым наручником к больничной койке, он также не проронил ни слова. И даже со следователем СК общался посредством записок. Впереди его ждет суд...

Фото автора и пользователей соцсетей.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter