Гран-при Турции. Дубль в исполнении гонщиков «Ред Булл»

В бесспорном лидерстве австрийской команды практически на всех трассах Формулы-1 уже мало кто сомневается. Эдриану Ньюи действительно удалось создать болид, равных по скорости которому пока в пелетоне не нашлось. Гран-при Турции завершился победным дублем машин «Ред Булл».

В бесспорном лидерстве австрийской команды практически на всех трассах Формулы-1 уже мало кто сомневается. Эдриану Ньюи действительно удалось создать болид, равных по скорости которому пока в пелетоне не нашлось. Гран-при Турции завершился победным дублем машин «Ред Булл». Себастьян Феттель завоевал поул-позишн, а затем и уверенно выиграл гонку. А его напарник Марк Уэббер финишировал вторым и стал обладателем рекорда лучшего круга по ходу гонки. А компанию им на подиуме составил Фернандо Алонсо, который заработал первый в этом сезоне подиум для «Феррари».

 


Из Европы в Азию по нескольку раз в день…

Стамбульский аэропорт встретил нас вполне приветливо, если не считать сильного дождя, которым нечасто может похвастать местная погода в это время года. И все же, несмотря на дождь, я не отказал себе Себастьян Феттель. фотов удовольствии прогуляться пешком в четверг по трассе автодрома ISTAMBUL PARK. Создание Германа Тильке удачно вписалось в холмистый ландшафт, предоставив гонщикам возможность иметь современную трассу со сложным рельефом. Подъемы и спуски незаметны, когда вы смотрите репортаж по телевизору. И лишь взглянув на автодром «вживую», начинаешь осознавать, каким сложным должно быть пилотирование в таких условиях на скоростях, превышающих порой 300 км/ч.

Вместе с хорошо продуманной и созданной с соблюдением современных мер безопасности трассой заслуживает похвалы и внутренняя инфраструктура автодрома. А вот по поводу внешней мнение однозначно: не для этих мест такое предназначено. Большинство отелей находятся в Стамбуле. А до его центра от автодрома 48 километров, причем с обязательным пересечением пролива Босфор. Да-да, того самого, который разделяет в этом месте Европу и Азию. Постоянные пробки на единственном мосту вынуждали нас пользоваться паромом, но на дорогу из отеля и обратно все равно уходило не менее полутора часов в каждую сторону.

В общем, не верьте тем, кто считает, что Гран-при Турции – это европейский этап. Азия это. Самая настоящая Азия. С мусульманскими мечетями и зазывными криками местных священников. С сильнейшим патриархатом и характерными торговыми базарами. Но зато без необходимости приобретения шенгенской визы. Местную визу белорусам можно получить прямо в аэропорту за 15 евро (кстати, как и полякам, несмотря на то что они уже в составе ЕС). Россиянам виза в Турцию вообще не требуется. А посему трибуны на трассе были украшены множеством российских флагов.


Восьмерка самых быстрых

Несмотря на дождливое начало гоночного уикенда, квалификация проходила под жарким азиатским солнцем – без намека на ветерок или тучку. Опередив соперников более чем на полсекунды, гонщики «Ред Булл» даже позволили себе не выезжать на заключительную попытку. Они наблюдали за происходящим из боксов, сняв шлемы и выбравшись из болидов. На втором ряду стартового поля неожиданно оказался Нико Росберг («Мерседес»), опередивший в скорости прохождения квалификационного круга четверых чемпионов: Льюиса Хэмильтона (4-й), Фернандо Алонсо (5-й), Дженсона Баттона (6-й) и Михаэля Шумахера (8-й). Компанию Михаэлю на четвертом ряду составил россиянин Виталий Петров. В который раз ему приходится соперничать в непосредственной близости с немецкой легендой автоспорта!

 

Спектакль без сэфти-кара

Регулируемое антикрыло (DRS), появившееся как новшество в этом сезоне, позволяет теперь гонщикам Формулы-1 совершать обгонные маневры практически так часто, сколько позволяет впереди идущая машина приблизиться к ней на расстояние атаки. Благодаря этому значительно возросла зрелищность гонок. Счет реальных, боевых обгонов теперь идет на десятки. Например, в Китае их было 78(!). Причем, обогнав соперника, гонщик не может позволить себе расслабиться. Ведь уязвленный конкурент зачастую в следующем повороте готов вновь поменяться позициями, применив тот же прием (активизация DRS). Вот и срывали гонщики аплодисменты болельщиков на турецкой трассе, обгоняя друг друга по нескольку раз.

Быстро изнашиваемая резина «Пирелли» также добавляет свою изюминку. Если раньше на «Бриджстоун» на некоторых трассах вообще можно было проехать всю трассу, не убив покрышки, то теперь все по-другому. Вот и в Стамбуле почти все команды применили тактику с четырьмя(!) пит-стопами. Как только шины теряют сцепление с трассой, становится заметным падение темпа движения гонщика, на виражах его болид заносит, что позволяет соперникам атаковать даже более быстрые машины.
И если раньше интрига, как правило, возникала после аварии и появления сэфти-кара, то теперь зрелищный спектакль может вполне обойтись и без машины безопасности. Вот уже четвертый Гран-при сэфти-кар скромно отдыхает в своих боксах, ограничиваясь лишь сопровождением пелетона на первом круге. А у нас что ни гонка, то масса обгонов и сохранение интриги до последнего круга.


Гонка глазами Виталия Петрова

Старт Виталию удался не лучшим образом. Стартуя с чистой стороны, он не смог пробиться вперед через тройку чемпионов. Более того, Петров уступил даже свою позицию Михаэлю Шумахеру. «Мерседес» Дэвид Култхард. фотонемецкого чемпиона после первого поворота вышел вперед. Борьба продолжилась, Виталий попытался вернуть себе позицию. И когда это ему удалось, Михаэль неожиданно по-дилетантски попытался перекрыть траекторию обошедшему его сопернику. Маневр был настолько безысходным, что ни у кого не возникло сомнений, что Шуми просто сорвался. В результате он снес на своем «Мерседесе» о болид «Рено» переднее крыло и поехал на втором круге на замену всего носового обтекателя.

При том что команда Росса Брауна была на удивление быстрой на свободных заездах и Ник Росберг даже показал третий результат в квалификации, гонка для Шумахера совсем не заладилась. Прорываясь после инцидента с Петровым из самой глубины пелетона, Михаэль таки добрался до очковой зоны. Но вот остаться в десятке сильнейших пилотов ему не удалось. Под самый занавес с ним бесцеремонно разделались сначала японец Камуи Кобаяши на «Заубере», а потом и бразилец Фелипе Масса на «Феррари». В итоге у Михаэля по-прежнему всего лишь 6 очков после четырех гонок.

Помимо множества обгонов, которые совершались на турецком автодроме, нашего внимания заслуживает и борьба Виталия Петрова, сдерживавшего атаки Фелипе Масса и Дженсона Баттона. На протяжении нескольких кругов бразилец пытался пройти российского гонщика. «Феррари» была быстрее. О ее темпе можно было судить и по тому, что первый номер команды Фернандо Алонсо уверенно шел к тому времени на второй позиции. Однако Петров не уступал и продолжал грамотно пилотировать, не давая возможности обгона. Когда Массу нагнал Баттон, ситуация еще более обострилась. Но Виталий удержал свою позицию вплоть до своего четвертого пит-стопа.

Правда, потом оказалось, что у Баттона стратегия на три пит-стопа и ему не пришлось больше останавливаться в боксах. Но то, что Виталия Петрова так просто не обойти, уже хорошо известно в паддоке.

В заключительной части гонки, когда до финиша оставалось не более десяти кругов, мы, следя за гонкой из пресс-центра «Истамбул Парка», заметили, что у машины Петрова неожиданно упал темп. Словно что-то его стало тормозить. Мы надеялись, что в борьбе за седьмую позицию он обойдет Себастьяна Буэми, а Виталий сбросил скорость и пропустил вперед себя своего напарника Ника Хейдфельда. Ник, получив оперативный простор, быстренько нагнал «Торро Россо» и уверенно обошел болид соперника, начавший терять скорость из-за пришедших в негодность шин. В итоге Хейдфельд финишировал седьмым.
И лишь на последнем круге Петров снова поехал в своем нормальном быстром темпе и тоже прошел Себастьяна Буэми. В результате у Виталия восьмое место и 4 очка в копилку личного зачета, где они с Ником имеют по 21 очку и делят 7-8-е места. Заметили, как все совпадает? То есть можно сказать, что Гран-при Турции расставил все по ранжиру.

 

По достоверным слухам из паддока

Как выяснилось в кулуарных беседах, которые традиционно ведутся в пресс-центре и паддоке, Виталию сообщили с командного мостика, что на его машине заканчивается топливо. И, чтобы финишировать, ему нужно его беречь. В то же время на болиде Хейдфельда ситуация с бензином была получше, поскольку тому пришлось меньше атаковать по ходу гонки, чем напарнику. Вот почему и пропустил Петров Ника вперед. Приказ из боксов? Пожалуй, нет, хотя командная тактика с этого сезона опять разрешена. И никто бы не упрекнул Эрика Булье за такой приказ ради общей пользы команде. А польза действительно была. «Наша цель – Буэми», – такая эсэмэска пришла во время гонки от команды «Рено» на телефон моего коллеги, французского комментатора. И в итоге цель была достигнута. Оба гонщика «Рено» обошли неожиданно быстрый в этот день «Торо Россо» Себастьяна Буэми.

 

Владимир ВАСИЛЬЕВ, Стамбул, фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter