Гран-при Италии: еще один освистанный чемпион

Убедительная победа Льюиса Хэмильтона в Монце на очередном этапе гонок Формула-1 сильно ударила по престижу "Феррари", поскольку именно на домашнем Гран-при скудерия потеряла лидерство в личном зачете гонщиков, которое она имела благодаря успехам Себастьяна Феттеля с самого начала сезона. 

Причем поражение было сокрушительным. Все разговоры о том, что итальянцы наконец-то практически догнали "Мерседес" по скорости, а по аэродинамике своих болидов даже слегка обошли немецкую команду, на поверку оказались слишком оптимистичными. И поэтому в квалификации Кими Райкконнен и Себастьян Феттель были лишь соответственно на 7-й и 8-й строчке, а в гонке отставание немецкого чемпиона от пары пилотов "Мерседес" составило более, чем полминуты. При этом "Ред Булл" Даниеля Риккиардо, который буквально по пятам преследовал Феттеля, на последних кругах был на секунду быстрее машин "Феррари", и австралийцу не хватило всего пары кругов, чтобы попытаться поставить под сомнение даже "бронзовую ступеньку" подиума Себастьяна. 
 
Аншлаг на трибунах

Надо сказать, что весьма быстрый темп на скоростной трассе в Монце показали оба пилота команды "Ред Булл". Макс Ферстаппен и Даниель Риккиардо по результатам квалификации уступили лишь обладателю поула. Но из-за штрафов за неплановую замену двигателей им обоим пришлось затем стартовать из глубины пелотона. Но если юный голландец не смог чисто провести свои первые обгоны, получив прокол колеса и сломав носовой обтекатель, то вот его австралийский напарник всю гонку провел просто на высоте. Прорыв с 16-го места на 4-е, изобиловавший элементами красивой борьбы на трассе и обгонами, впечатлил болельщиков настолько, что своим интернет-голосованием они определили Даниеля Риккиардо как "Гонщика дня".
 
Уже меньше чем через две недели начнется завершающая "выездная серия" чемпионата Формулы-1. И первым из 7 оставшихся в календаре этапов будет ночная гонка в Сингапуре, где скоростное преимущество моторов "Мерседес" будет нивелироваться городскими условиями современной трассы. С учетом приблизившихся к лидерам по своим скоростным характеристикам машин "Ред Булл" и все еще по-прежнему сильной команды "Феррари" борьба в лидирующей "шестерке" обещает быть плотной и бескомпромиссной.
 

Симпатии итальянских тиффози

 
Чтобы действительно понять менталитет и настроения итальянских болельщиков гонок Формулы-1, надо хотя бы однажды побывать возле трибуны первого поворота трассы в Монце, а затем посмотреть на организованно беснующуюся толпу под подиумом по окончании гонки. Особенно во время того Гран-при, где пилот "Феррари" на финише в первой тройке, но не на самой вершине победного подиума. Именно эти две составляющие мне и удалось увидеть в прошедшее воскресенье на итальянском автодроме в королевском парке миланского пригорода.
 
Почему именно трибуну первого поворота я выделяю в рассмотрении общего образа итальянского тиффози? Наверное, по ряду причин. Во-первых, это место на трассе в Монце самое событийное в плане возможности обгонов и совершаемых ошибок пилотирования. Медленная шикана, заставляющая сбрасывать скорость в конце стартовой прямой с 350 км/ч до 60, действительно зрелищная. Во-вторых, напротив трибуны на время гонки устанавливается огромный экран, позволяющий болельщикам наблюдать за тем, что происходит на других участках автодрома. То есть, практически они могут смотреть всю гонку, не упуская ни одной важной детали. В-третьих, билеты на эту трибуну пусть и дороже, чем в дальних уголках трассы, но все же заметно дешевле, чем на главные трибуны, которые традиционно расположены у стартовой решетки напротив боксов и непосредственно над пит-лейном. В-четвертых, присутствие болельщиков других команд на этой трибуне не возбраняется, но, судя по реакции присутствующих там людей, азартом тиффози заражаются все. 
 
Можно было бы с закрытыми глазами определять, когда на трассе происходили инциденты с участием машин "Феррари". Трибуна дружно вздыхала, начинала с возрастающим гулом голосить и улюлюкать, или потом взрываться оглушительном ревом и аплодисментами, когда какая-либо из красных машин была вовлечена в события того или иного гоночного эпизода.  
 
Феерия под подиумом

Бесспорно, другие трибуны в Монце тоже не сохраняют безмятежное хладнокровие во время гонки. Весь автодром в этот гоночный уик-энд живет особой жизнью, возможность которой дарит приезжающая сюда раз в год Формула-1. А в качестве апогея происходящих событий надо отдельно выделить настоящий гала-концерт итальянских и уже вместе с ними других болельщиков на площадке под подиумом, который в Монце предусмотрительно расположен прямо над трассой, над кабинкой Чарли Уайтинга, откуда он зажигает стартовые огни и затем машет болидам на финише своим клетчатым флагом. 
 
Еще легендарный Михаэль Шумахер в свою бытность говорил: "Чтобы по-настоящему узнать, что такое итальянские тиффози, нужно однажды надеть комбинезон "Феррари" и подняться после гонки на подиум в Монце". Все другие победители для итальянских болельщиков - это уже на втором плане. 
 
Именно поэтому Себастьяна Феттеля, поднявшегося после гонки на подиум, встречали как настоящего героя. А вот объявленного победителем Гран-при Италии Льюиса Хэмильтона встретили свистом. Зная за свою уже 11-летнюю карьеру в Формуле-1 эту особенность местных тиффози, Льюис с улыбкой встретил этот шквал кажущейся неприязни по отношению к себе. Он позволил себе даже заснять на смартфон окрашенных главным образом в красное несколько тысяч людей, собравшихся в течение считанных минут под подиумом. А затем, когда ему дали микрофон, британский чемпион, выждав, когда неодобрительный  гул слегка стихнет, обратился к тиффози, сказав, что он понимает их реакцию. Но тем не менее ему нравится быть "плохим парнем" для них и смотреть с подиума на действительно настоящих любителей автоспорта.  
 
Льюис пытается усмирить толпу

Этот своеобразный диалог с толпой имел, кстати, свою положительную роль. Обычно, освистанные в Монце победители (а их за историю Формулы-1 было здесь немало), делали вид, что они никак не реагируют на свист толпы. Льюис в этом плане был на высоте, как, впрочем, и во время всего гоночного уик-энда, победителем которого он стал. 59-я победа, 69-й поул-позишн в карьере, лидерство в чемпионате и самая быстрая машина пелотона в его руках - чего еще можно желать 3-кратному чемпиону мира, решившему приумножить свою коллекцию чемпионских титулов!
 
Основная борьба развернулась позади лидеров

Кстати сказать, страстные положительные эмоции, которые тиффози демонстрировали в прошедшее воскресенье под подиумом итальянского автодрома в адрес Себастьяна Феттеля, напомнили многим журналистам события 4-летней давности. Тогда осенью 2013 го года немецкий (к тому времени уже 3-кратный) чемпион победил, а Фернандо Алонсо в красном комбинезоне "Ферари" был третьим, значительно проигрывая по ходу чемпионата лидирующему Феттелю. И тогда свист в отношении победителя был куда более продолжительным. Так тиффози реагировали на явное преимущество "Ред Булл" над остальными соперниками.  Себастьяну понадобилось еще долгое время, чтобы затем провести провальный следующий сезон у австрийцев, сбежать в скудерию, где откатать еще два не самых лучших своих сезона, и чтобы заслужить сегодня такую всеобщую любовь у итальянских болельщиков. 
 
Скорость болида Феттеля в этом месте под 300 километров в час

Но отдадим ему должное, с этой трассой у Феттеля особое отношение. Еще в свою бытность пилотирования болидом "Торо Россо", которая у местных тиффози тоже ассоциируется с исключительно итальянской командой, Себастьян в 2008-м году начал отсчет своих подъемов на подиум в Монце. А с 2015-го года, когда Феттель уже под знаменами "Феррари" был здесь вторым, началось второе восхождение немецкого чемпиона на пьедестал кумиров местных фанатов. 
 
Тиффози действительно любят по-настоящему только пилотов в униформе "Феррари", к остальным в лучшем случае относятся с уважением за талант. Да и то, если речь не идет о победителе, чья машина намного быстрее, чем "их самая лучшая машина в мире", которой естественно, по их мнению, является "Феррари".
 

Максу опять не повезло?

 
Уже на 3-м круге Макс Ферстаппен, прорываясь из глубины пелотона вперед, не поделил трассу с Фелиппе Масса. Бразилец очень грамотно защитил свою позицию в первой шикане, оставаясь впереди "безумного голландца". А тот повредил крыло, пробил колесо и вынужден был затем уехать на пит-лейн, откатившись снова в самый хвост.
 
Самое странное, что стюарды едва не наказали Фелиппе, хотя на фотографиях, которые я нашел среди сделанных мною в первом повороте, четко видно, что не прав был Макс, слишком агрессивно и оптимистично пытавшийся обойти за счет позднего торможения.
 
Момент столкновения Макса Ферстаппена и Фелиппе Масса

Затем у Макса еще был контакт с Магнуссеном, которого голландец вытолкнул за пределы трассы, но и тут представители FIA предпочли не вмешиваться, чем у многих вызвали недоумение.
 
В этом сезоне технические неполадки, которые слишком часто случаются на машине Ферстаппена, и вдобавок его собственные многочисленные ошибки пока оставляют голландца далеко позади его напарника. И всякий раз, когда Макс почему-то имеет проблемы, Риккиардо поднимается на подиум. Это, в принципе, говорит о том, что машина "Ред Булл" в этом сезоне не настолько и плоха. 
 
Что по поводу гоночного таланта Макса, то мне, например, понравилась данная голландцу очень точная оценка Мартина Брандла, бывшего гонщика Формулы-1 , а ныне комментатора на канале Sky Sport: "Уметь уходить от контактов с соперниками, избегая инцидентов, не менее важно, чем не врезаться в них самому. Макс очень быстр, но должен быть более внимательным в борьбе с соперниками. Нет разницы, кто допустил ошибку, если в результате ваша гонка оказалась под угрозой". 
 
На финиш Макс приехал 10-м, заработав всего 1 очко. И видя, что Даниель Риккиардо был 4-м, голландец амбициозно заявил журналистам, что реально он мог бы подняться сегодня на подиум. Во всяком случае, машина это позволяла. 
 

Странная квалификация

 
Квалификация в Монце в этом году была одной из самых затяжных. Синоптики на этот раз не ошиблись с прогнозами, и дождь действительно был. Не такой большой, чтобы быть сродни бразильскому ливню в прошлом году во время гонки. Но начал он моросить еще с вечера пятницы, когда мы по традиции делали круг по трассе пешком без зонтов, наслаждаясь теплыми каплями долгожданной влаги после несносной 33-градусной жары. Вернувшись утром в субботу на автодром, мы поняли, что наверняка будут проблемы: на трассе было много воды, грязь под ногами хлюпала на травяном паркинге для прессы, шли нарасхват за 5-10 евро целлофановые накидки для болельщиков.
 
Жесткая борьба в глубине пелотона

Сначала отменили квалификацию в ГП-3, руководство гонки решило не рисковать с бесшабашной молодежью, которая и на сухом асфальте не очень-то славится безаварийной ездой. Затем попали под сокращение и свободные заезды Формулы-1. Когда же пришло время формульной квалификации, то в первом же сегменте из-за возникшего аквапланирования не удержал машину в конце стартовой прямой Роман Грожан. Из-за его аварии, собственно говоря, и заварилась вся последующая каша.
 
Квалификацию остановили красными флагами в 14.14, чтобы возобновить ее уж только в... 16.40. Поговаривали, что и вовсе перенесут квалификационные заезды на воскресенье. Хотя, по правде говоря, было странно наблюдать за всем этим "спектаклем". Слегка моросящий дождь не мешал с успехом проезжать по два круга сэйфети-кару каждые 15 минут. Да, условия были не идеальные. Да, требовалась осторожность в пилотировании, но ведь и раньше дождливая погода не была большим препятствием для гонщиков. Если уж только ливень не был настолько сильным, что не было вообще видно трассы для тех, кто ехал не первым. Но ведь это квалификация, а не сама гонка. И сколько было уже прецедентов проведения квалификационных заездов при более сложных условиях?!
 


Дошло до смешного, гонщики уже прогуливались без зонтов по пит-лейну, развлекая себя и публику, а Чарли Уайтинг все откладывал и откладывал момент рестарта квалификации. Уже трибуны стали откровенно освистывать каждый проезд Бернда Майландера на машине безопасности, а красные флаги все не убирали.
 
И единственным аргументом была фраза пострадавшего Романа Грожана о том, что на такой трассе невозможно пилотировать без аварии. Хотелось спросить у француза: а ты не пробовал поехать медленнее и адаптировать скорость своего болида под сложные условия? Ведь кроме Грожана, разбившего машину, никто не вылетел с трассы. И даже сам сэйфети-кар ни разу не ошибся на траектории, хотя исправно "утюжил" трассу на довольно большой скорости. И главное, что за ним не было плотного шлейфа брызг, который так опасен для видимости во время дождевой гонки. И медицинский вертолет кружил над автодромом, а, значит, и с этой стороны все было в порядке.
 
В общем, если подойти серьезно к этому вопросу, то тогда Монца должна была бы забыть 2008-й год, поул-позишн Феттеля за рулем "Торо Россо" и на следующий день ошеломительную победу немца, первую и единственную в истории как для этой итальянской скудерии, так и для ее предшественницы "Минарди". И вместе с этим массу других квалификаций в дождевых условиях, по поводу которых почему-то раньше не возникало сомнений.
 

Стролл удивил всех 

 
Когда все же квалификацию решено было продлить, то откровенно удивили оба пилота  "Феррари", "Ред Булл" и юный дебютант Лэнс Стролл. Скудерия тем, что так низко "пали". Австрийская команда тем, что, несмотря на наложенные штрафы, которые при любом раскладе отправляли Макса и Даниеля в конец пелотона, показали 2-й и 3-й результаты. А Стролл поразил тем, что на дождевой резине в сложных условиях проехал быстрее 16 других более опытных пилотов. С 4-м результатом в итоговой таблице Лэнс попал в воскресенье на стартовую решетку рядом с Льюисом Хэмильтоном, став самым молодым в истории гонщиком Формулы-1, стартующим с первого ряда. 
 
Розовые пантеры в поддержку мексиканца Серхио Переса

В гонке, которая проходила при ясном солнце и на сухом асфальте, конечно, Лэнсу бы в любом случае не удалось финишировать на подиуме. Но тот факт, что в итоге он финишировал 7-м впереди своего старшего и опытного напарника, заслуживает большого уважения. Понятно, что на последних кругах Фелиппе Масса мог бы обойти "юного товарища" по команде. И бразилец даже предпринял видимую попытку обгона, но завершать его не стал. Его роль в "Уильямс" - это научить Стролла гоняться так, чтобы в будущем он мог даже стать чемпионом. И рисковать этой гонкой Лэнса, а заодно и своим будущим контрактом, Фелиппе не стал.
 

Окон еще себя покажет

 
Заметным на трассе был и Эстебан Окон. Квалифицировавшись следом за Строллом, француз уже на старте обошел канадца. И затем практически всю гонку ехал в максимально возможном темпе, который позволяла его "Форс Индия" благодаря мотору "Мерседес". По ходу событий ему пришлось пропустить вперед себя лишь явных фаворитов чемпионата: Боттаса, Феттеля, Риккиардо и Райкконнена, машины которых были явно быстрее. Но среди остальных гонщиков Окон оказался в лидерах.
 
Макс Ферстаппен так и не добрался до зачетной "шестерки", которую Эстебан Окон и замкнул в итоговой таблице со своим очень хорошим результатом. Его напарник по индийской "конюшне" Серхио Перес в этот раз оказался на 9-м месте. Мексиканец всего на 1 позицию улучшил свое стартовое место, куда он был отправлен после штрафа за замену коробки передач. 
 
Похоже, в плеяде молодых талантов француз Окон набирает вес все больше и больше. Его цель теперь не стать среди них лучшим, а смело бороться против более опытных пилотов. На фоне Грожана, вечно жалующегося то на тормоза, то на условия на трассе, то на поведение других пилотов по отношению к нему, симпатии французских болельщиков явно обращаются больше к своему соотечественнику дебютанту Эстебану, чем к зрелому профессионалу, но пока еще не ветерану, наполовину швейцарцу Роману.  

Фото: автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter