Готов ли сегодня кто-то поддерживать талантливых школьников?

Сразу отвечу на свой же вопрос: если материально, то скорее нет, чем да. Пессимистично? Возможно. Помните знаменитый призыв “талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами”? На деле он, увы, не работает даже в образовании.


На страницах “СБ” в конце января мы рассказывали историю о педагоге-энтузиасте из Кричева Михаиле Розанове. Дважды в неделю он ездит в агрогородок Красная Буда, где занимается с талантливыми школьниками поэзией и античной историей. Двое особенно одаренных пятиклашек Кристина и Ваня щелкают вопросы по Древней Греции, как орешки. И показывают класс старшеклассникам и студентам. Но педагог мечтает все больше и больше повышать уровень ребят, организовывать конкурсы с максимально серьезными соперниками. Планы отличные, но традиционно всё упирается в финансы… Спросите, причем здесь деньги? Ответ на поверхности: без денежного приза желающих соревноваться не много.

И вот в конце тоннеля вроде как появился свет. После нашей публикации нашелся спонсор, который помог с организацией сначала одного конкурса, потом другого. Пятиклашки, естественно, выиграли. Причем на последнем соревновании, в минувшие выходные, оставили далеко позади восемь серьезных команд. Но что дальше? Окрыленный победой Михаил честно признался: спонсор-частник не готов постоянно тащить на себе расходы, да и просить уже как-то неудобно. Отдел образования? У него, не сомневаюсь, найдется целый список других оправданных расходов, так что и осуждать не берусь. Вот и получается такой замкнутый круг, в котором есть увлеченные дети, но их интерес настолько узок, что не попадает ни под одну статью расходов.  

Разговаривая в очередной раз по телефону с кричевским педагогам, я вспомнила другую ситуацию. В минувшую вступительную кампанию победитель олимпиады по истории не смог поступить в педуниверситет. Точнее, сначала его поздравили с поступлением без экзаменов, ведь он один из первых подал документы на специальность мечты. А за день до часа Х позвонили, чтобы огорошить новостью, мол, вы не прошли по конкурсу аттестатов. Оказалось, слишком много абитуриентов хотели поступить на эту специальность без экзаменов. После долгих метаний, парень в итоге поступил в местный колледж. Кем он станет в будущем?  После мини-интервью мне показалось, что уже не педагогом. А жаль…

Знаете, что объединяет эти две истории? В обоих случаях за судьбы ребят больше всех переживают их учителя. В случае с непоступившим олимпиадником опять же именно педагоги стучали во все двери, просили восстановить справедливость. А в итоге получили лишь отписки, что все было по правилам.

Но по правилам ли мы поступаем, так разбрасываясь талантливыми ребятами? Интересно и Ваше мнение, уважаемые читатели.

pasiyak@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter