Готов ли сегодня кто-то поддерживать талантливых школьников?

Сразу отвечу на свой же вопрос: если материально, то скорее нет, чем да. Пессимистично? Возможно. Помните знаменитый призыв “талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами”? На деле он, увы, не работает даже в образовании.


На страницах “СБ” в конце января мы рассказывали историю о педагоге-энтузиасте из Кричева Михаиле Розанове. Дважды в неделю он ездит в агрогородок Красная Буда, где занимается с талантливыми школьниками поэзией и античной историей. Двое особенно одаренных пятиклашек Кристина и Ваня щелкают вопросы по Древней Греции, как орешки. И показывают класс старшеклассникам и студентам. Но педагог мечтает все больше и больше повышать уровень ребят, организовывать конкурсы с максимально серьезными соперниками. Планы отличные, но традиционно всё упирается в финансы… Спросите, причем здесь деньги? Ответ на поверхности: без денежного приза желающих соревноваться не много.

И вот в конце тоннеля вроде как появился свет. После нашей публикации нашелся спонсор, который помог с организацией сначала одного конкурса, потом другого. Пятиклашки, естественно, выиграли. Причем на последнем соревновании, в минувшие выходные, оставили далеко позади восемь серьезных команд. Но что дальше? Окрыленный победой Михаил честно признался: спонсор-частник не готов постоянно тащить на себе расходы, да и просить уже как-то неудобно. Отдел образования? У него, не сомневаюсь, найдется целый список других оправданных расходов, так что и осуждать не берусь. Вот и получается такой замкнутый круг, в котором есть увлеченные дети, но их интерес настолько узок, что не попадает ни под одну статью расходов.  

Разговаривая в очередной раз по телефону с кричевским педагогам, я вспомнила другую ситуацию. В минувшую вступительную кампанию победитель олимпиады по истории не смог поступить в педуниверситет. Точнее, сначала его поздравили с поступлением без экзаменов, ведь он один из первых подал документы на специальность мечты. А за день до часа Х позвонили, чтобы огорошить новостью, мол, вы не прошли по конкурсу аттестатов. Оказалось, слишком много абитуриентов хотели поступить на эту специальность без экзаменов. После долгих метаний, парень в итоге поступил в местный колледж. Кем он станет в будущем?  После мини-интервью мне показалось, что уже не педагогом. А жаль…

Знаете, что объединяет эти две истории? В обоих случаях за судьбы ребят больше всех переживают их учителя. В случае с непоступившим олимпиадником опять же именно педагоги стучали во все двери, просили восстановить справедливость. А в итоге получили лишь отписки, что все было по правилам.

Но по правилам ли мы поступаем, так разбрасываясь талантливыми ребятами? Интересно и Ваше мнение, уважаемые читатели.

pasiyak@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Мама, Минск
Ребенок занимается танцами, за каждый конкурс приходится платить немалы деньги. Жалко, что у талантливых школьников нет стипендий или других поощрений, которые дали бы стимул.  
Прохожий
В университете такая же картина. Сделай что-нибудь интересное - но сам найди для этого возможности, например у родителей
Мама, Минск
Ребенок занимается танцами, за каждый конкурс приходится платить немалы деньги. Жалко, что у талантливых школьников нет стипендий или других поощрений, которые дали бы стимул.  
ВалерГолуб
Задачей школы является  преподнести человеку  некоторый стандартный объем знаний, а не выявление талантливых школьников. И медаль, кому она достается, это признак вовсе не  таланта, а трудолюбия, - полезного качества.  
Автор
Прохожий, да знаю такие истории. Кажется, коллега недавно рассказывал, как сын с друзьями сами создали проект в лаборатории одного из технических вузов, а потом их попросили из этой лаборатории.
Автор
Мама, Минск, согласна, вот и в случае с Михаилом Розановым, он сам ищет деньги, чтобы как-то поощрить старательных ребят
Автор
ВалерГолуб, ну тут собственно претензии и не к школе. А вот как раз выявить талантливых, как и их антонимы, с нее требуют, тут с Вами можно поспорить.
Мама издалека (((( белорусской мамке и авторше Ольге Пасияк
Да искра таланта может вылететь и в трубу. Не стану спорить с этим утверждением! Не хочется вот оскорблять всех присутствующих, но у меня есть трагические и не очень примеры, когда родители хотели вытянуть что-то такое из своих детей. Заканчивалось же это все порой очень печально. Так может оставьте же вы их в покое. Доверяйте своим деткам, вы же все-таки их рожали не для себя, а выполняя волю Бога. Ни один же ребенок не просил, чтобы мы его рожали?! И потом, главное, чтобы человек был просто счастлив, а вот счастье не всегда зависит от того, а сколько он умеет, или от величины его таланта! Давайте же растить наших детей правильно, не лишая их детства. И молодцы те, кому это удается!
Николащенко Анатолий, Минск
Примеры, приведенные в публикации автором,  лишь подтверждают, что в стране нет системы  выявления и государственной поддержки  талантливых школьников.  Несмотря на непомерно  широкий аппарат чиновников  от образования, все они  заняты тем, чтобы « преподнести человеку некоторый стандартный объем знаний». Известно, что технический прогресс, а вместе с ним и экономику, уровень жизни населения,  двигают  таланты. И первой задачей учреждения образования должно быть выявление таких детей и создание условий для всемерной их поддержки, в том числе и финансовой. У нас же принято вспоминать о таких детях  и их учителях – энтузиастах при подсчете полученных медалей на олимпиадах и конкурсах.   Таким образом,  роль многочисленных чиновников образования сводится к следующему: «… Ты давай ворочай горы. Ну а мы, как говорится, будем все тобой гордиться…».  Как объяснить,  что Финляндия, Сингапур,  Южная Корея и др.,  в  последние  20-30 лет добились  выдающихся успехов в образовании, а вместе с тем, в науке и экономике.  Наши руководители и специалисты неоднократно изучали опыт этих стран. И что изменилось в нашем образовании?  До тех пор , пока  государство не повернется лицом к проблемам школы, нам не придется рассчитывать на серьезные сдвиги ни в науке, ни в экономике.
Сафонов Анатолий
Американцы рассуждают проще, оценивая талант:"Если ты умный, то почему не богатый?!"
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?