Пятиклассники-вундеркинды из сельской школы страницами цитируют Эсхила и Шекспира

Вундеркинды из Красной Буды

Вундеркинд — это ребенок, родившийся уже очень умным? Или все дело в искусстве развить заложенные в каждом способности? Педагог кричевского центра детей и молодежи «Крэчут» Михаил Розанов, наверное, склоняется ко второму ответу. Ведь сам подготовил талантливейших ребят,  знаниям которых все вокруг удивляются. Ученики 5–го класса сельской школы Кристина Деменкова и Ваня Кочанов в свои 9 — 10 лет с легкостью объяснят вам значение понятий «мнемоника» или «трагедия» и с ходу процитируют Шекспира, Эсхила, Пруткова, Беранже и еще десятки классиков. Прошлой осенью ребята буквально разгромили могилевских старшеклассников на конкурсе по истории и теории литературы.

Фото  Павла  ЧУЙКО.

— Вы к Кристине и Ване? Их тут все знают, они, можно сказать, наши литературные звездочки, — добродушно рассказывает водитель, который согласился подвезти нас из Кричева до Будянской средней школы.

К этим талантливым ребятам и еще шестерым любознательным ученикам школы агрогородка Красная Буда Михаил Розанов дважды в неделю ездит специально, чтобы помочь отшлифовать их недюжинные познания в литературе и истории. Кому как не ему это делать? Ведь на вопрос, а сколько стихотворений лично вы знаете наизусть, Михаил Николаевич скромно признается:

— Примерно 3.000 страниц. Я лет в пять «Бородино» выучил и всех удивлял... 

Теперь его память хранит полный текст «Евгения Онегина», «Кому на Руси жить хорошо», «Мцыри»... Конечно, выученное еще с 1990–х годов периодически повторяется. Вот и буквально за день до нашего приезда педагог окончательно освежил в памяти «Бахчисарайский фонтан» Пушкина.

С Кристиной и Ваней Михаил Николаевич занимается с первого класса и называет их не иначе как «вторая Сапфо» и «второй Лермонтов». Они и как губки впитывают классику, и сами подступаются к написанию стихов. Плюс изучают азы истории, без которой, уверен учитель Розанов, не постигнешь современность, не станешь культурным человеком.

Пока принцип «талантам надо помогать» держится исключительно на плечах Михаила Николаевича. Он отчаянно ищет деньги, чтобы провести очередной интеллектуальный турнир и доказать, на что способны его любознательные ученики. Дважды уже удалось, причем денежный приз был более 200 рублей. Часть выигрыша, кстати, по просьбе победителей ушла на лечение больного мальчика. Находятся и местные спонсоры, к примеру, благодаря локомотивному депо удалось купить книги Бернса, Гейне, Лорки, Пушкина. Сейчас в планах у Михаила Николаевича провести очередной этап соревнований, только хотелось бы на сей раз посостязаться с соперниками на республиканском уровне. На областном сельские пятиклассники себя уже с блеском показали — требуется серьезная конкуренция. Смелые планы упираются традиционно в вопрос денег...

Картинка с натуры


14.00. После основных занятий ребята спешат на урок к Михаилу Николаевичу. Для начала небольшая разминка: все вместе сочиняют четвертую строфу стихотворения о Беларуси, которое семистопным ямбом начали писать еще на предыдущих занятиях. Справились? Теперь следующий пункт — повторение выученной поэзии, обычно за урок по памяти освежают до пяти произведений. Сегодня Кристине выпадает действительно непростое для пятиклашки задание — «Струящиеся воды» китайского поэта Ли Бо. Не отстает и Ваня, который сражает нас монологом Прометея в интерпретации Эсхила. Нравится ли 10–летним школярам столь высокий штиль? А пусть почитают что–нибудь из любимого! Подумав, Кристина останавливается на Есенине: «Заметался пожар голубой, позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь. В первый раз отрекаюсь скандалить...» Затем с чувством декламирует «Тамару» Лермонтова. Ваня отвечает шекспировским монологом Гамлета.

Михаил РОЗАНОВ.
Фото  Павла  ЧУЙКО.

— Не боитесь, что пятиклассники в силу возраста еще не до конца понимают смысл такой поэзии? — интересуемся у Михаила Розанова.

— Пушкин, когда в 9 лет «Илиаду» читал, тоже наверняка не все понимал. Но это произведение воспитывало его вкус. Я рекомендую ребятам учить хотя бы по одному стихотворению каждого автора. Они только на моих занятиях выучили уже около 50 произведений белорусских, русских и зарубежных поэтов. И это огранивает их душу.

Сейчас Ваня читает дома Блока, Кристина — своего любимого Есенина и уже в конце гайдаровский «Тимур и его команда». Впечатляет! Само за себя говорит еще одно местное изобретение — «Журнал хороших манер», куда ребята старательно записывают всю информацию и задания не только по литературе, но и по музыке и живописи. Здесь уже есть о Глинке, Рафаэле, Огиньском, Шопене... На очереди — Куинджи. Михаил Розанов советует даже какую музыку прослушать. И слушают ведь! Ваня признается, что его вдохновляет Вивальди...

Многие ли из ровесников вундеркиндов из Красной Буды проявляют такой «несовременный» интерес? Учитель Розанов не отрицает: чаще всего дети походят на занятия и охладевают, лишь единицам под силу так увлечься. Впрочем, литературные звездочки все равно остаются обычными детьми и на вопрос, какой же школьный предмет любимый, честно рапортуют: труды и физра! «Петр и Пушкин тоже трудились», — шутит Михаил Николаевич.

Топ–5 детей–вундеркиндов


1.
Микаэла Фудолиг, Филиппины. В 11 лет она стала студенткой университета, в 16 лет окончила его с отличием, получив степень бакалавра физических наук. Сейчас Микаэла профессор Филиппинского университета, занимается эконофизикой — математическим моделированием поведения в системах и биологическими системами.

2.
Акрит Пран Ясвал, Индия. Первую хирургическую операцию выполнил в... 7 лет: когда восьмилетний приятель получил сильные ожоги на руке, Акрит мастерски отделил ему пальцы. В 12 поступил в медуниверситет, в 17 получил магистерскую степень в прикладной химии, а сейчас занят поисками лекарства от рака.

3. Тейлор Рамон Уилсон, США. В 10 лет сконструировал ядерную бомбу, а в 14 — фузор (устройство, предназначенное для реакций ядерного синтеза). Парень разработал компактный ядерный реактор, который, по его словам, способен генерировать 50 МВт электроэнергии, причем заправлять его необходимо лишь раз в 30 лет.

4. Камерон Томпсон, Великобритания. В четыре года этот ребенок поправил своего учителя, сказавшего, что ноль является наименьшим числом: как же, мол, а отрицательные числа? А уже в 11 лет Камерон получил степень по математике в Открытом университете Великобритании.

5. Тимур Сушко из Жодино бегло читать начал раньше, чем отпраздновал второй день рождения, а в 12 лет, окончив школу, поступил в Белорусский государственный медицинский университет. Кроме того, Тимур добился великолепных результатов в плавании: у него более 130 медалей и 30 кубков, полученных на республиканских и международных соревнованиях. Сейчас парень взял академический отпуск в университете, чтобы больше сосредоточиться на спорте.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 17 (25152). Четверг, 26 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter