Гостевой сезон

Летом население многих деревень увеличивается чуть ли не вдвое...

Летом население многих деревень увеличивается чуть ли не вдвое: горожане приезжают отдыхать. Природа, свежий воздух, фрукты–овощи... Одна беда: с наплывом отдыхающих на селе растет и число правонарушений.


Далеко не все приезжие временно регистрируются в местной паспортной службе. К примеру, в Буйничский сельсовет Могилевского района в этом году обратились всего 74 человека из нескольких сотен гостей. А остальные — что за люди, откуда, чего от них ожидать?


Вместе со старшим участковым инспектором милиции Александром Радкевичем на «Жигулях» объезжаем его территорию — поселок Буйничи. Здесь горожан традиционно много: Могилев рядом, общественный транспорт ходит часто.


Дурное влияние


По дороге майор милиции рассказывает о происшествиях, случившихся за последнее время в поселке. Недавно на местной заправке остановился «Опель». Пока водитель заливал в бак бензин, подвыпившие пассажиры, покинув салон, курили в сторонке. Чем–то им не понравился проходивший мимо поселковый парнишка. Его жестоко избили.


Несколько месяцев назад кто–то обворовал сельский магазин — украли шоколадку и больше миллиона рублей выручки. Злоумышленников не нашли, но под подозрением опять городские: свои давно бы засветились с шальными деньгами.


...Из недостроенного сарайчика выглядывает нечесаная голова. Участковый останавливает машину. Могилевчанин по кличке Крот — Владимир Азаренков — живет в «недострое» шестое лето подряд. Он вообще–то смирный, никого не тревожит. Но пару лет назад по пьяни украл на одной из дач точильный станок. Возбуждалось уголовное дело...


Так что без пристального внимания его не оставишь. А таких, как он, здесь немало.


Примерно с середины мая в поселке становится оживленно — во многие дома и квартиры заявляются гости — родня, приятели. Нередко горожане прибывают вообще сами по себе. Обживают пустующие участки, недостроенные дачи, помогают местным за небольшое вознаграждение доить коров и косить траву. Потом у своих же работодателей и воруют. У милиции начинаются жаркие дни.


На огородах выросли лук и укроп, вот–вот поспеет клубника. Того и гляди, откроется «сезон воровства». И ладно бы гости голодали, так ведь «прут» все подряд на продажу. Воруют и у сельхозкооперативов, и у частников. Единственное спасение — рейды, засады.


— Обиднее всего, что гости дурно влияют на местных, — сокрушается Александр Радкевич. — Есть у нас пенсионер, участник войны, орденоносец, человек уважаемый. Но в последнее время... пристрастился гнать самогон. Приезжие отрывают с руками. Увещевали, штрафовали — все равно гонит. Говорит, хорошее дополнение к пенсии...


Один из клиентов старика бредет нам навстречу. Это Володя Паньков. Человек вежливый, с высшим строительным образованием, не ворует. Вот только пьет по–черному. Сам из Чаусов, там квартира. А в Буйничах соорудил себе когда–то добротную кирпичную дачу. Но уже 10 лет как участок забросил, не косит бурьян. Ночует то у одного, то у другого приятеля, перебивается случайными заработками. И очень переживает, что о его беспутной жизни когда–нибудь узнает старушка мать.


...Подъезжаем к мемориалу «Буйничское поле». На том месте, где в годы Великой Отечественной войны было пролито немало крови, сидят могилевские старшеклассники и... пьют пиво. По пятницам и в выходные на мемориале дежурит подразделение милиции специального назначения, бывший ОМОН. А в будний день школьники уверены: их никто не побеспокоит. А совесть?..


Беспокойные соседи


У председателя Буйничского сельсовета Александра Харитоненкова посетителей немало. Правда, среди них нет ни одного, кто пришел бы с целью временно зарегистрироваться. Хотя заходят приезжие в сельсовет постоянно. Стучат по столу, если задержался автобус или в местный магазин завезли не тот сорт хлеба. Во все инстанции жалуются, когда родственнику–пенсионеру не успели поправить забор или скосить траву. Но сами во время отпусков и каникул предпочитают загорать, а не помогать состарившимся родным людям.


Работникам сельсовета непросто находить общий язык и с дачниками. Благоустраивать свои наделы те не спешат. Сделаешь замечание — огрызаются. Гаражи их открыты, участки не огорожены, а заявись к ним воры — все кругом виноваты. Усугубляет ситуацию то, что пригородные дачи каждый приобретал сам по себе, неорганизованно. Соседи друг друга в лицо не знают, садоводческого кооператива не создавали.


Конечно, было бы проще, если бы горожан обязали временно регистрироваться. Ставя гостя на учет, легче узнать значимые факты из его биографии. Но временная регистрация — дело добровольное. Бывает, «отличится» человек, а найти его невозможно. По постоянному адресу не живет. Где временный — неизвестно.


Когда работал институт прописки, штрафовали за нарушение паспортного режима. Теперь времена изменились.


— Закон дает человеку право временно регистрироваться в гостях, на даче, — подтверждает начальник управления по гражданству и миграции УВД Могилевского облисполкома Николай Понедько. — Некоторые этим правом пользуются, к примеру, чтобы меньше платить за коммунальные услуги: отсутствует человек по своему постоянному адресу в течение какого–то времени — делается перерасчет. Но обязать кого–то временно зарегистрироваться на отдыхе никто не вправе.


Так что теперь можно путешествовать из одного населенного пункта в другой, гостить у кого угодно и сколько угодно. То, что бюрократические проволочки отменены, конечно же, хорошо. Вот только некоторые этим явно злоупотребляют.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter