В Киеве прошел 17–й саммит Украина — ЕС

Гостевой брак

В Киеве только что прошел 17–й саммит Украина — ЕС. Наверное, в других обстоятельствах он был бы достаточно рутинным мероприятием, но сегодня к нему особенное внимание. Предыдущая встреча в этом формате состоялась еще в феврале 2013 года. Еще до всех событий, изменивших не только Украину, но и всю Европу. До свержения Януковича. До войны в Донбассе. До 13 пунктов «нормандской четверки» в Минске. Можно сказать и иначе: все эти драматические события украинцы пережили и оправдали «европейской мечтой». Как сказал бы социальный психолог, в массовом сознании сработал принцип высокой жертвы, которые понесла и несет страна ежедневно: дескать, все это было не напрасно... 

И вот первый саммит после длительного перерыва, который Петр Порошенко назвал «саммитом номер один». Тем более что он был первым после подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Ассоциация закрепляет партнерские отношения, которые еще не доросли до членства в единой европейской семье, но уже приобрели обязательный характер. Отсюда и достаточно высокие ожидания от этого саммита. Насколько они оправдались?

...Что бы ни говорили о политике ЕС, в одном ей не откажешь — в последовательности. Обратите внимание — какие бы противоречивые новости ни поступали из Донбасса, как бы ни менялись в зависимости от этого политические заявления в Киеве, ЕС твердит одно: «Быстро и в полной мере имплементировать минские договоренности». Точно такой призыв прозвучал и на прошедшем в Киеве саммите Украина — ЕС. Да, как видим, ни один разговор о будущем Украины не обходится без ссылки на решения, принятые в Минске. Причем если раньше минские соглашения лежали в основе военного и политического урегулирования конфликта в Украине, то сегодня их действие расширено и на экономическое взаимодействие с ЕС. Евросоюз раньше частенько упрекали в отсутствии геополитической стратегии, но в данном случае стратегия налицо. Евросоюз последовательно добивается выполнения своего плана, который начинается с прекращения огня, а заканчивается прекращением политической конфронтации в стране. Кстати, на днях Ангела Меркель еще раз напомнила, что ждет от Киева осуществления конституционной реформы, сколько бы времени на это ни понадобилось. Год–два, не важно, а стимулом будет каждый бонус, каждый кредитный евро, каждый транш помощи. Он будет выделяться в зависимости от выполнения каждого из 13 пунктов договоренностей «нормандской четверки» в Минске.

Так, уже на этом саммите подтвердили, что зона свободной торговли Украины с ЕС вступит в силу с 1 января 2016 года. Откладывать больше не будут. Кроме того, по программе микрофинансовой помощи Евросоюз выделит украинской стороне 1,8 млрд. евро. ЕС также пообещал внести дополнительно 70 млн. евро на поддержку безопасности в районе Чернобыльской АЭС. До сих пор общая сумма пожертвований Брюсселя составляла 360 млн. евро, большая часть которых пошла на проект «Укрытие–2» — возведение более современного саркофага, строительство которого должно быть закончено к лету 2017 года.

...Конечно, Киев хотел бы значительно больше. Свои надежды президент Петр Порошенко определил прямо — направление в Донбасс миротворческой миссии ЕС, а также предоставление стране безвизового режима и перспективы членства в ЕС.

«Украина — это часть европейской семьи. Не африканской и не южноафриканской. Это мой короткий и ясный ответ», — цитирует уклончивый ответ президента Еврокомиссии Жан–Клода Юнкера киевское интернет–издание Kyiv.Press. Несмотря на лаконичность, у многих все–таки осталось впечатление, что он имеет в виду гостевой брак.

Ведь представители высшего руководства ЕС на итоговой пресс–конференции не упомянули ни о будущем безвизового режима, ни о предоставлении перспективы членства Украины в Евросоюзе. То есть ни жить одной семьей, ни даже свободно перемещаться, по мнению Брюсселя, еще не время. Максимум — встречи на уик–эндах, где, конечно, можно поговорить о «европейской мечте». Но до этого надо хорошо поработать. Как вполне прозрачно заметил председатель Евросовета Дональд Туск, «евромайдан» должен стать для Украины поворотным моментом к лучшему и достичь этого необходимо именно реформами. «Однако Европа не может делать всю черную работу за украинцев, работу по реформированию страны, по созданию более современной и справедливой Украины», — добавил он.

И еще. Евросоюз не станет также посылать полицейскую миссию на восток, как о том просила украинская сторона. «Сегодня мы можем говорить только о гражданской оценочной миссии, а не о военной миссии», — заявил Туск. Что тоже вполне логично — чтобы ходить друг к другу в гости, надо сначала убедиться в полной безопасности проживания.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 80 (24710). Среда, 29 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter