В чем заключался главный секрет СССР и как стандартизация товаров помогала сдержать поток брака

Гост совсем непрост

В чем заключался главный секрет СССР и как стандартизация товаров помогала сдержать поток брака


Ровно 90 лет назад в СССР правительственным декретом при Совете труда и обороны был создан Комитет по стандартизации. Так началась история легендарных ГОСТов, или государственных стандартов, которые определяли качество любых товаров, в том числе продуктов питания. Люди старшего поколения до сих вспоминают незабываемый вкус “Докторской” колбасы. А за рубежом даже говорили, что СССР стоит посетить ради трех вещей: балета, советского цирка с Никулиным и мороженого.


О долговечности и надежности советской бытовой техники слагали легенды

В 1936 году после поездки в США нарком пищевой промышленности СССР Анастас Микоян призвал членов правительства перенять американский опыт промышленного производства продуктов питания. За считанные годы в стране построили 178 хлебозаводов, 17 крупных мясокомбинатов, 33 молочных, 10 сахарных и свыше 40 консервных заводов, 8 беконных, 22 чайные, 9 кондитерских фабрик и ряд других промышленных объектов. Провели техническое перевооружение многих старых предприятий. Ставилась задача не только накормить быстрорастущие города, но и обеспечить людей качественной едой.

Тогда же Микоян лично издал приказ о начале производства нескольких сортов колбасы, в том числе знаменитой “Докторской”. Она предназначалась в первую очередь “для людей с подорванным здоровьем в результате Гражданской войны и царского деспотизма”. А ее рецептуру разработали ведущие доктора и диетологи страны. В основе продукта были первосортная свинина, говядина, яйца, сухое молоко и щадящие специи. Единый ГОСТ четко определял процентное содержание ингредиентов, которое было неизменным и обязательным для всех мясокомбинатов. К примеру, по ГОСТу от 1974 года “Докторская” колбаса должна была состоять из 23% говядины, 70% свинины, 3% яиц, 2% коровьего молока и 2% крахмала или муки. И никаких химических добавок!

Из США советская делегация привезла восемь сортов мороженого и технологию его промышленного производства. Говорят, что качество сливочного лакомства Микоян контролировал лично, и любые “шалости” с рецептурой были исключены. А введенный 12 марта 1941 года ГОСТ 117-41 “Мороженое сливочное, пломбир, фруктово-ягодное, ароматическое” стал одним из самых жестких стандартов в мире. Благодаря этому ГОСТу мороженое делали по единой технологии без применения консервантов и прочих добавок, поэтому оно было не только вкусным, но и экологически чистым. За границей советское мороженое подавали исключительно в дорогих ресторанах и совсем не по “совковой” цене.


Стандарты в производстве продуктов питания в СССР были одними из самых жестких в мире

Столь же строгими были стандарты в производстве всех товаров. Любопытно, что если ГОСТ изымался из обращения, то его номер новому уже не присваивался. Изъятие ГОСТа происходило в случае если ранее сертифицированный продукт спустя какое-то время переставал производиться в промышленных масштабах. Например, ушел в небытие такой стандарт, как “Хомут. Упряжь конская”. Поскольку количество ГОСТов продолжало расти, потребовалось создать систему поиска, которая позволяла бы отыскать нужный документ. Так на свет появился “Классификатор государственных стандартов СССР” с иерархической буквенно-цифровой системой кодов.

В начале 1990-х годов производственные связи между предприятиями были разорваны. Изменились нормативная база, технологии, поэтому выполнять требования ГОСТов становилось все проблематичнее. Вместо них появились так называемые технические условия — ТУ, которые не имеют ничего общего с ГОСТом. Одновременно страну накрыл поток импортных продуктов питания со всевозможными химическими наполнителями. Все эти красители, загустители, эмульгаторы,  стабилизаторы, ароматизаторы и прочие бесчисленные Е-добавки здорово изменили знакомые с детства вкусы, но отнюдь не прибавили здоровья нашему организму.

C историей развития стандартизации в Советском Союзе связан и еще один символ — Знак качества. Появился он в 1967 году. Большинство людей, успевших пожить в СССР, хорошо помнят тот маленький пятиугольник с перевернутой буквой “К” (качество) и аббревиатурой СССР над ней. Кроме того, в букве можно было угадать фигуру человека, который провозглашался высшей ценностью в советской стране. Есть предположение, что знак этот изображал еще и весы — символ точности и надежности.   

Ставить Знак качества имели право только предприятия, которые успешно проходили проверку на соответствие требованиям ГОСТа.

В состав аттестационных комиссий входили представители министерств, научных организаций, Государственного комитета стандартов. Если они принимали положительное решение, то предприятие получало право маркировать свой продукт Знаком качества на протяжении последующих трех лет (причем заветный пятиугольник наносился не только на этикетку самого товара, но и на всю сопроводительную документацию). Через три года снова надо было проходить процедуру аттестации.

Предприятию было весьма непросто заслужить право ставить Знак качества на свою продукцию. Но овчинка, что называется, стоила выделки. Этот знак был своего рода высокой производственной наградой, такой же, как, например, переходящее Красное Знамя. Для предприятия увеличивали премиальный фонд, выделяли его сотрудникам большее число новых квартир и автомобилей, путевок в санатории и дома отдыха. Директора же лучших производств поощрялись государственными наградами и пробивались на более высокие должности

Неудивительно, что даже через десятки лет после выпуска исправно служат своим хозяевам советские автомобили, предметы мебели, холодильники, пылесосы, бритвы, телевизоры, фотоаппараты. К примеру, фотоаппарат “Зенит”, выпускавшийся на заводе в Вилейке, считался лучшим советским фотоаппаратом и успешно продавался на Западе. Уже тогда белорусская оптика могла конкурировать с такими признанными лидерами в этой сфере, как Германия и Япония. На экспорт шли минские холодильники и телевизоры, тольяттинские “Лады”, львовские мопеды. Все изделия производились вручную, применялся только качественный металл. Тестирование проводилось очень тщательно, ОТК брака не пропускали. Благодаря этому в некоторых квартирах еще благополучно работают пылесосы “Ракета”, выпущенные в начале 1980-х. Бытовало мнение, что если “Ракету” выбросить с 9-го этажа, она все равно будет работать. Вряд ли, конечно, кто-то проводил такой эксперимент. Но долговечность и надежность советской техники — факт неоспоримый.


Компетентно


Татьяна Демчина, заведующая сектором стандартизации и нормирования мясной отрасли Института мясо-молочной промышленности НАН:

— ГОСТ — это глобальный документ, который разрабатывается на уровне Таможенного союза. СТБ — национальный стандарт Беларуси. Последний при разработке проходит согласование в различных органах государственного управления — Минздраве, Госстандарте, Минсельхозпроде и ведущих предприятиях отрасли. Принимается он только тогда, когда сняты разногласия, на основе консенсуса всех заинтересованных сторон. ТУ (Технические условия) разрабатываются самими производителями, исходя из собственных представлений конкретного изготовителя о рецептуре продукта, экономической целесообразности его производства.

Потребители порой сетуют, что вот, мол, “с ГОСТом было все просто” — продукты были более качественными и содержали меньше всяких добавок, различных Е. Однако ТУ — не лазейка для недобросовестных производителей, как считают особо недоверчивые, а возможность расширить ассортимент продукции, сделать это в кратчайшие сроки, чутко реагировать на спрос и предложения рынка. Такой нормативный документ позволяет учитывать запросы потребителей, в том числе и с точки зрения ценообразования.

Стоит признать, что контроль за соблюдением и разработкой ТУ менее строгий, чем для стандарта. Поэтому применение технических условий может сказаться на качественных показателях, к примеру, той же колбасы, сосисок или шоколадных конфет, но ни в коем случае не на показателях их безопасности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter