Гордость за Беларусь. Современная эстетическая среда

«СБ. Беларусь сегодня» завершает яркий проект с руководителем аналитического центра ЕсооМ, членом Общественно-консультативного совета при Министерстве образования, членом правления Союза писателей Беларуси Сергеем Мусиенко. Этапы построения независимой и суверенной Беларуси мы рассмотрели на основе сухих цифр статистики, авторитетных мнений и непреложных фактов. В основу этого проекта, удостоенного специальной премии Президента, легли данные многолетних социологических исследований аналитического центра ЕсооМ.


Настоящее искусство говорит языком будущего, но чтит прошлое. Беларусь (тогда еще ­БССР) вошла в состав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (­ЮНЕСКО) в 1954 году. Мы поддерживаем с этой авторитетнейшей международной организацией плодотворные динамичные отношения. Но лишь с обретением государственности объекты на территории Беларуси начали получать особый статус.


Медаль «5 континентов», учрежденная в 1996 го­­ду в честь 50-летия создания ­ЮНЕСКО, вручается за выдающиеся достижения в области культуры и содействие международному сотрудничеству. Медалью ­ЮНЕСКО, названной в честь известного французского писателя — «Виктор Гюго», — награждаются за значительный вклад в развитие национальных культур.

Героические и драматические страницы истории, величайшие достижения, символические аспекты требуют воплощения в изобразительных формах больших размеров, изготовленных из прочных материалов, способных «не потеряться» спустя столетия. Это задача для совместного творчества художника-монументалиста и архитектора.



Благодарен судьбе за близкое общение с замечательным профессионалом и подвижником Леонидом Менделевичем Левиным — заслуженным архитектором Беларуси, лауреатом Ленинской премии и премии Ленинского комсомола, дважды лауреатом Государственной премии Беларуси, академиком международной и белорусской академий архитектуры.

Он один из авторов комплекса «Хатынь», десятков мемориалов, многих сотен памятных знаков не только по всей Беларуси, но и за ее пределами. Памятники монументального искусства как часть архитектурных объектов на белорусской земле известны с XI века, их сохранение — наша общая задача.


Кроме того, пять объектов на территории Беларуси находятся в числе кандидатов на включение в Список всемирного культурного и природного наследия ­ЮНЕСКО.


Чудо инженерной мысли ХIХ века — Августовский канал, первый искусственный судоходный водный путь в Европе, связавший Балтийское и Черное моря, входит в мировую тройку памятников гидротехнического зодчества наравне с каналом Гота в Швеции и Каледонским в Великобритании. Канал находится на территории Августовской пущи, которую называют «малыми зелеными легкими Европы». Восстановленным туристическим объектом он стал в 2005 году.

Фото  БЕЛТА

Чуть ранее, в 2003-м, была принята Конвенция ­ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия для сохранения хрупкого наследия человечества — «живого наследия». Она включает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, передаваемые общинами из поколения в поколение, обеспечивает его жизнеспособность и создает условия для полного раскрытия его потенциала в интересах устойчивого развития.


Национальный список историко-культурных ценностей включает в себя разнообразные объекты, например, археологическую «Стоянку-2» периода мезолита-неолита 8—5-го тысячелетий до н.э. в Мотоле (между озером Джызинне и рекой Ясельдой) и книжные памятники, ценные коллекции из Государственного реестра книжных памятников в Национальной библиотеке Беларуси, открытого 4 февраля 2021 года.


Горжусь, что в Беларуси никогда не «боролись» с памятниками, что сейчас очень модно, к сожалению, в США, Канаде, Великобритании, Украине, Польше и других странах. Безусловное варварство стало новой мировой реальностью, и мы не хотим в нее. Помним, кто устраивал в Европе костры из книг, сейчас же «просто сокращают» книги вместе с библиотеками. Наши деды героически ликвидировали безграмотность, а теперь книга опять становится редкостью. Знание, накопленное человечеством за века, стремительно девальвируется до «месседжа-эмодзи» в соцсетях для наших детей, делая будущее для малограмотных.


Исторические образы и прежде были отражены в монументальной пластике Беларуси. Среди лучших в нашем суверенном государстве хотелось бы назвать памятники, созданные скульптором В. Янушкевичем: А. Мицкевичу в Новогрудке (1992 г.), Ф. Скорине в Лиде (1993 г.), И. Гашкевичу в Островце (1994 г.), М. Довнар-Запольскому в Речице (1997 г.). Много сделал для разработки монументального образа Ф. Скорины для белорусской столицы скульптор А. Дранец; памятник «песняру» В. Мулявину (2006 г., скульптор А. Коструков), М. Пташуку и народному писателю Беларуси И. Шамякину (скульптор И. Миско). Ф. Богушевичу (2009 г., скульп­торы Л. и С. Гумилевские) и другим, мемориальный комплекс детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны в деревне Красный Берег Жлобинского района (2000—2006 гг., архитектор Л. Левин, скульптор А. Финский, художник С. Каткова и др.), а также мемориальный комплекс «Колокол» в Светлогорске (2006 г., архитектор И. Морозов, скульптор В. Слободчиков). 

Следует обратить внимание на роспись храма в деревне Барколабово в Быховском районе (автор А. Бельский).



Образы знаменитых деятелей культуры стали настоящим украшением городов Беларуси. Примером этому служат памятник А. Мицкевичу в Минске (2003 г., скульпторы А. Заспицкий, А. Финский, архитектор Г. Федоров), памятник Петру Мстиславцу в Мстиславле (2001 г., скульптор А. Ботвиненок и А. Чигрин, архитектор Ю. Казаков), памятник М. К. Огинскому в Молодечно (2001 г., скульптор и архитектор В. Янушкевич) и другие.


Именно сочетание патриотизма и профессионализма дает великолепные примеры истинного служения Родине и искусству.
Так, в Белорусской государственной академии искусств:

• заведующий кафедрой, профессор Владимир Зинкевич — заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии Беларуси в области литературы, искусства и архитектуры за 2008 г.;

• доцент кафедры скульптуры, скульптор Константин Костюченко за уникальный и выдающийся монумент «Врата памяти» на месте лагеря смерти Тростенец удостоен Государственной премии Беларуси за 2020 год;

• специальные премии Президента деятелям культуры и искусства в 2010—2019 гг. присуждены монументалистам — преподавателям А. Финскому, К. Костюченко (дважды), Д. Чубукову, К. Орсику, студентам А. Бельскому, П. Омельянович.
Сегодняшний Минск и другие населенные центры Беларуси сохраняют пространство для новых серьезных произведений молодого поколения художников, архитекторов и дизайнеров.
Впрочем, высокий художественный уровень зависит прежде всего от вкуса, образованности, воспитания молодых творческих сил, от того, насколько они понимают перспективу изменения облика архитектурно-эстетической среды, это формируется с детства. 

Преподаватель ­БГАИ Денис Чубуков стал лидером новой национальной школы искусства мозаики, разработал и воплотил совместно со студентами кафедры монументально-декоративного искусства мозаичное панно и витражное панно для Совета Республики Национального собрания Беларуси (2012 г.). Мозаики на фасаде и в крипте минского Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, выполнены им совместно с учениками — студентами кафедры А. Бельским, Н. Корелиным, Е. Чистым и другими в 2009—2012 гг.


В Беларуси сохраняется, развивается «Душа художников» и от легендарного авангардного художественного объединения «­УНОВИС» («Утвердители нового искусства»), созданного 14 февраля 1920 года Казимиром Малевичем в Витебске. Воспитанию творческой личности в стране уделяется огромное внимание. В 2019 году уникальная Минская государственная гимназия-колледж искусств свой 100-летний юбилей отметила феерическим арт-проектом «Родина».

Республиканская художественная галерея Белорусского союза художников на улице Козлова в Минске — самая большая выставочная арт-площадка страны (около 3000 кв. метров). В последнее время, наряду с репрезентацией современных художественных практик, популяризацией искусства, она во многом формирует вместе с Союзом художников и культурное поле всей Беларуси.

В современном эстетическом пространстве находится место представителям самых разных творческих направлений: дизайна, живописи, сверхреалистичного фигуративного искусства, актерам и музыкантам. Если есть диалог между творцами и народом, есть дискуссия, будет и результат.

Искусство непосредственно влияет на нас и на облик наших городов, окружающих предметов. Оно формирует духовные ориентиры, способствует пропаганде и восприятию культуры, нации, как и другие направления творчества. В будущем уровень развития стран, наряду с искусственным интеллектом, будут определять именно инновации и искусство.



Михаил ­БОРОЗНА, ректор Белорусской государственной академии искусств, кандидат искусствоведения, профессор, председатель Республиканского экспертно-художественного совета по монументальному и монументально-декоративному искусству:

— Сегодня важно увековечить память в формах индивидуальных, творческих, созвучных времени. Чем дальше жизнь удаляется от исторического события, тем ярче надо насыщать общественное пространство. Современная эстетическая среда должна обеспечивать адекватное представление нового поколения о прошлом нашего народа. Эту функцию традиционно выполняла мемориальная художественная пластика — монументальное и монументально-декоративное искусство. Его формы востребованы в общественной среде, прежде всего это связано с идейно-образными задачами культурной политики государства. После обретения страной независимости видовой и тематический ряд монументальных произведений, посвященных истории, значительно расширился. Необходимо отметить, что в контексте мировых образцов отечественная мемориальная пластика выглядит весьма достойно. 

Ключевую роль в получении юридического статуса произведений искусства играют Республиканский художественно-экспертный совет по монументальному и монументально-декоративному искусству, областные и Минский художественно-экспертные советы, в компетенции которых находятся создание, реконструкция и приемка произведений монументального и монументально-декоративного искусства на территории страны. 

Ощутимее должен стать общественный контроль за состоянием монументального искусства. Прямая форма такого влияния — проведение конкурсов, предшествующих установлению в городском пространстве того или иного монументального произведения. Общественность должна иметь право широко обсуждать инициативы установления монументальных объектов. Именно конкурс должен определять имя автора. Необходимо контролировать единство творческой стратегии развития монументального искусства в стране. И здесь право голоса должно принадлежать прежде всего профессионалам. Монументальное искусство не только влияет на облик города и изобразительными средствами формирует духовные ориентиры, но и способствует пропаганде и положительному восприятию белорусской культуры.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter