Подготовка "Черной книги" инвазивных растений вышла на финишную прямую

Гоните с грядок дикий огурец

Ботаническая диверсия — так биологи называют ситуацию, в которой мы можем оказаться уже через 5 — 10 лет, если не начнем принимать активные меры против распространения чужеродных видов растений на своей территории. Это явление занимает одно из лидирующих мест по силе ущерба для живой природы. «Пришельцы» постепенно вытесняют и подавляют представителей местной флоры. Уже сейчас примерно пятая часть бюджета Института экспериментальной ботаники Национальной академии наук идет на изучение инвазивных видов и выработку мер борьбы с ними. Однако приостановить «нашествие» лишь силами ученых невозможно. Ведь проблему усугубляет безответственное обращение с «чужаками» на частных подворьях и дачных участках.

Взять, например, эхиноцистис шиповатый, ошибочно именуемый в народе «бешеным огурцом». Этот вид занимает верхние строчки по вредоносности для природы, деля «пьедестал» с борщевиком Сосновского и золотарником! Но если про последние уже многие осведомлены, то к лианам «огурца» отношение вполне благожелательное. Аркадий Скуратович, старший научный сотрудник лаборатории флоры и систематики растений Института экспериментальной ботаники, сокрушается:

— Многие считают, что это красивый декоративный цветок, однолетний, который хорошо высаживать возле заборов и беседок, и он буквально за сезон укутает их живой стеной, распространяя вокруг приятный медовый аромат. А осенью его плети можно собрать и выбросить за забор, как у нас делает большинство. В итоге эхиноцистис выходит из–под контроля, и те опушки в деревне, где раньше были выгон или футбольное поле, полностью зарастают, превращаются в царство «огурца». Он уничтожает не только траву, но и кусты. К чему это может привести, я видел еще лет 20 назад в России. Мне показали мертвые ивняки — они были уничтожены буквально за год–два, потому что сверху их укрывала 20–30–сантиметровая шапка эхиноцистиса. Самое страшное, если он выйдет в поймы больших рек, а это, к моему большому сожалению, уже происходит на Припяти...

Чтобы окончательно не потерять контроль над ситуацией, срочные меры нужно принимать в ближайшие 2 — 3 года. Какие — сейчас и выясняют ученые. От нас же ждут ответственного подхода: даже если и есть такое «украшение», то по окончании сезона его нужно сжечь или утилизировать так, чтобы семена не попали за пределы участка.

Для наиболее агрессивных растений исследователи даже придумали определение «трансформеры» — за их способность не лучшим образом преобразовывать природу. Сюда относятся и золотарники, непролазные заросли которых появляются за пару лет, и американский клен, растущий даже на бетонных крышах, и дуб северный, или красный, древесина у которого хуже, чем у нашего, да и под кронами не найти ни грибов, ни ягод, ни просто травянистых растений. В Беловежской пуще уже начали с ним борьбу. Нужен правильный подход и к белой акации. В северной части страны, в Витебской области, ее можно выращивать. Но от Минска и к югу, предостерегают эксперты, ни в коем случае. Южнее Слуцка уже есть ее целые непролазные леса. Проблемы несут и заросли гречихи японской и гречихи сахалинской, настолько высокие, что в Нарочанском крае их называют «бамбук».

Все эти и другие «чужаки» будут включены в «Черную книгу» инвазивных растений — ее подготовка уже вышла на финишную прямую. Это будет фундаментальный справочник, предназначенный в первую очередь для специалистов. Для широкой же публики недавно издана научно–популярная книга о растениях–агрессорах, авторами которой стали сотрудники лаборатории флоры и систематики растений. Чем шире будет известно о проблемах, которые несут инвазивные виды, тем скорее в обиход войдут элементарные правила осторожного и аккуратного обращения с ними. А тут у нас пока есть пробел.

vasilishina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter