Контрафакт: социально-экономические последствия

Гони кота из мешка

Грешна, каюсь. И ведь ничего не дрогнуло внутри, когда брала платье вроде и известного производителя, но по уж очень приятной цене. «Ликвидация товара! Берите! Скидки!» — науськивал продавец. Взяла. А потом краска с обновки полезла буквально на глазах. Как так-то? Теперь и я — жертва подделки. Добровольно причем. Расползающимся по швам пальто, отваливающейся подошвой обуви и тому подобным уже никого не удивишь. Мировой рынок контрафакта сегодня оценивается почти в 250 миллиардов долларов в год. В зоне риска — результаты интеллектуальной деятельности, потребительские товары, в частности продукты питания, косметика, бизнес-продукты вроде запчастей и компьютерных чипов.



Каждый отдельный покупатель вещей–двойников вряд ли думает о том, что серый оборот наносит серьезный ущерб экономике и репутации страны. Казалось бы, всего какая–то одна кофточка или джинсы. А если одна, вторая, тысячная?.. При этом некачественная вещь может быть небезопасной для здоровья.

Среди основных стран — производителей контрафакта эксперты называют Китай, Индию, Таиланд, Турцию, Малайзию, Пакистан и Вьетнам, а среди транзитеров — Гонконг, ОАЭ, Сингапур. Чаще всего копируют бренды из США, Италии, Швейцарии, Франции, Германии и Японии. «Левые» товары обычно попадают в страну извилистыми дорогами, через пункты транзита. А там уже и подделка документов, и создание центров распространения контрафакта, и повторная упаковка, маркировка продукции. Липу могут везти вместе с легальным товаром в огромных тарах или маскируясь фальсифицированными экспортными и импортными декларациями с измененными названиями продукции и т.д. В последнее время популярна пересылка подделки частями и дальнейшая ее сборка в конечных точках. Также могут отправлять готовый товар отдельно от логотипов, упаковки и товарных знаков.

Понятно, что ушлых торговцев фальсификатом больше там, где свободные экономические зоны между государствами и есть возможность вильнуть между звеньями антиконтрафактного механизма той или иной страны. 

Белорусская система борьбы с нелегальной торговлей уже зарекомендовала себя с положительной стороны, однако нерешенные вопросы остаются. Их и обсуждали недавно в Минске участники дискуссионного клуба Ассоциации защиты интеллектуальной собственности «БелБренд». Речь шла о либерализации параллельного импорта, унификации норм законодательства стран ЕАЭС, предусматривающих ответственность за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности, необходимости усиления роли общественных организаций и объединений в защите брендов, борьбе с недобросовестной конкуренцией, продвижении белорусских торговых марок.



Кстати, аппетит продавцам липы несколько умерили еще в 2016 году с введением в странах Евразийского экономического союза обязательной маркировки шуб и меховых изделий RFID–метками. Также у нас есть общий таможенный реестр, в который включают товарные знаки как объект интеллектуальной собственности. Уже запущены эксперименты по маркировке цифровым двухмерным кодом лекарств, обуви и сигарет. К 2024 году может появиться система сплошной маркировки и прослеживаемости товаров.

Не теряют актуальности и бренды–паразиты. Это когда упаковка, название, аромат и т.д. могут быть схожими с оригиналом. Такие товары продаются в стране открыто, говорит мне Валентина Дынич, зампредседателя «БелБренд»: «Нужны более интенсивные рейды по поиску этой продукции, но заниматься этим должны специалисты». Верно обрисовал ситуацию прокурор города Минска Сергей Хмарук: «Поставьте себя на место милиционера, которому поручено работать по выявлению контрафакта. Как сотруднику, не имеющему специальных знаний в этой области, на рынке отличить от подделки, к примеру, оригинальные кроссовки? И что делать потом: изымать эти кроссовки, не изымать? Затем — экспертиза, результаты которой можно обжаловать». В общем, пока суд да дело, уходит драгоценное время, истекает срок привлечения к административной ответственности (даже в случае доказанности нарушения) и правообладатель не получает защиты. Потому, считает С.Хмарук, изначально вопрос должен изучить правообладатель или его представитель, знающий отличительные признаки своей продукции. Важна также роль общества защиты прав потребителей, покупателей. Сейчас, кстати, в Минске расследуется уголовное дело по нарушению прав правообладателя. Так вот он сам обнаружил сомнительного двойника своей продукции, провел исследование и потом только обратился в ОВД.

Знаний по противодействию нелегальной торговле порой не хватает и тем, кто должен быть в теме. Участники дискуссионного клуба считают, что нужно дополнительное обучение для специалистов в области защиты интеллектуальной собственности, а также представителей госструктур, силовых ведомств, руководителей предприятий и потребителей с учетом их должностных и социальных функций.

Какую белорусскую продукцию подделывают за рубежом? 

Понятно, успешных предприятий. Скажем, БелАЗ, приводит пример Валентина Дынич: у него было немало судов, касающихся незаконных «копий» белазовских деталей. Рекордсмены по подделке в России — наши продукты питания, молочка. И пока продавцы псевдобелорусских товаров получают он них прибыль до 500% и более, добросовестные производители теряют сотни тысяч долларов и возможность выхода на российский рынок. И хоть наша промышленность уже перестает экономить на защите, реакция отдельных предприятий удивляет — мол, и бог с ними: «Раз нас подделывают, значит, мы заметны и это все равно слава». По мне, так сомнительная. «К сожалению, наши производители не всегда стремятся отстаивать свои авторские права, бренд, — констатирует Игорь Комаровский, зампредседателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно–энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей. — Хотя в стране есть законодательные нормы, их нужно просто выполнять».

Тему продолжили на VI Международном форуме «Антиконтрафакт–2018» в Москве. По его итогам прозвучало предложение для борьбы с контрафактом ввести электронную сертификацию различных изделий и таким образом проследить всю «жизнь» товара. Также Беларусь и Россия подписали соглашение о защите прав на объекты интеллектуальной собственности, которое защитит потребителей двух стран от подделок из–за рубежа.


gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter