Голуби на стекле

Мастер–класс художника из глубинки
Мастер–класс художника из глубинки

Белокурые волосы в завитушках, добрая улыбка и глаза не по возрасту голубые и чуточку наивные. Такой, кажется, должна быть мастерица из провинции? В Минске на художников из глубинки порой смотрят, как на людей, которые от настоящего искусства так же далеки, как их печки–лавочки с мастерскими в сараях от широких проспектов. Вот тут, в мегаполисе, и есть высокое искусство, а там, на селе, — самодеятельность...

Мария Кулецкая из Пружан на такие рассуждения не обижается. О встречах с коллегами–минчанами сама рассказывает с придыханием. «Там настоящие художники, а что я», — начинает Мария Николаевна разговор.

Говорит мне, что «недотянула с талантом». Лукавит, лукавит Кулецкая! Год уже как в Белорусском союзе мастеров народного творчества состоит, является лауреатом II Национальной выставки народного искусства «Жывыя крынiцы», четыре ее работы находятся в Национальном музее истории и культуры, раза в три больше — в коллекциях известных белорусов, почти два десятка — в передвижной выставке областного краеведческого музея. А в нынешнем году запланирована персональная выставка в художественном музее в Брестской крепости. Мария Кулецкая — единственный на Пружанщине и самый известный на Брестчине мастер художественной росписи по стеклу.

— Человек умеет читать, писать — и мы уже говорим, что он грамотный. Не согласна! Человек должен уметь еще петь, вышивать, рисовать...

Мария Николаевна не только рассуждает, но и всячески содействует появлению в своем городе всесторонне развитых личностей. Свою дочку воспитала в таком духе, а сейчас чужим детям помогает — преподает в клубе «Зорачкi» при Пружанском ГДК.

Впрочем, Мария Кулецкая не педагог и не художник по стеклу. Из Бобруйского художественного училища она вышла альфрейщиком, специалистом по оформлению интерьеров. Потом из–за семейных обстоятельств поступила в Могилев учиться на библиотекаря. Теперь работает в Пружанской детской библиотеке. Когда дочку выучила и выдала замуж (Ирина Мамонович окончила институт культуры и уже с 1999 года, раньше матери даже, стала членом союза народных мастеров. — В.К.), больше времени отдает любимому делу. Причем пишет не только модные сюжеты, которые украсят интерьеры весьма притязательных ценителей, но и по–деревенски наивный кич — с котиками, маками, розочками и основой из фольги. Фольга — под стеклом, на стекле два голубя нарисованы, из вырезанных в фольге «окошек» свадебные фотографии выглядывают — есть еще в сельских домах такие картинки. А чтобы не ушло это искусство навсегда, она его возрождает. Фольга идет в работу пищевая, стекло — обычное оконное.

— Как–то стояла на остановке в своей родной деревне Кобыловке. Вижу, бабушка несет на свалку стеклянную картину. Попросила отдать ее мне. А вот в одной хате похожую работу выпросить не удалось. Треснуло стекло, но на видном месте картина висит, ручником обвязана, — вспоминает художница.

Иногда жалеет, что так поздно сама взялась за творчество. Дочка–то у нее — уже известный мастер. Выставки были не только в Беларуси, но и в Литве, Польше, во Франции. Говорит, Ирину теперь догонять надо...

Правда, в плане заработков у Марии Николаевны пока худо: все по выставкам работы расходятся да в качестве подарков.

— Одну только картину в прошлом году продала. Пришли из налоговой, а какие ж у меня доходы! Одни расходы только! — сетует художница.

Вот думает нарисовать на стекле картин десять с «палацыкам» — так называют местный музей–усадьбу. А то и впрямь обидно, что в Пружанах нет в продаже ее авторских сувениров с главной архитектурной достопримечательностью города.

В конце марта к Марии Кулецкой приедут гости из всей Брестской области. Три дня она будет обучать руководителей клубов и кружков своему искусству. Мастер–класс даст. Уже приготовлены гуашь, краски, стекло. Только волнуется очень.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter