Голосуя рублем

Белорусы уже не грузят магазинные тележки под завязку

Белорусы не отказываются от покупок, но уже не грузят тележки под завязку

По данным Белстата, за 7 месяцев текущего года население страны оставило в магазинах и других точках розничной торговли 49,5 трлн. рублей, что на 15,3 % больше, чем за такой же период 2010-го. Более чем благоприятная для рынка динамика, хотя по накалу страстей покупательская активность в июле уже не та, что была в мае—июне. Например, по итогам января—июня розничные продажи увеличились на 18,4 % к аналогичному периоду прошлого года, января—мая — на 22,3 %.

Продажи продуктов питания и непродовольственных товаров практически выравнялись по своим долям в структуре расходов, причем с небольшим перевесом в пользу хлеба насущного. Так, если на продовольствие, напитки и табачные изделия белорусы потратили 25,5 трлн. рублей, то на непродовольственные товары — 24 трлн. рублей. Динамика по обеим группам составила соответственно 113,2 % и 117,6 % к уровню января—июля 2010 г.

Торговые организации за 7 месяцев продали товаров на 38,1 трлн. рублей. По сравнению с январем—июлем прошлого года в сопоставимых ценах это на 21,2 % больше. Продуктов питания, напитков и табачных изделий реализовано на 21,4 трлн. рублей (в сопоставимых ценах — 116 % к уровню января—июля 2010-го). Увеличилась продажа растительного масла — на 25,8 %, макаронных изделий — на 24,9 %, фруктовых и овощных соков — на 17,3 %, мяса (включая мясо домашней птицы и мясные продукты) — на 16,6 %.

По итогам 7 месяцев торговые организации обеспечили 69,5 % от общей продажи непродовольственных товаров. Всего здесь оставлено населением 16,7 трлн. рублей, что на 28,3 % больше, чем в январе—июле 2010-го. При этом продажи обуви увеличились на 54,5 %, строительных материалов — на 47,5 %, трикотажных изделий — на 44,1 %, синтетических моющих средств — на 42,4 %, верхней одежды — на 41,4 %.

Как свидетельствуют данные статистики, белорусские производители смогли усилить свои позиции на внутреннем рынке по большинству товарных позиций. В частности, белорусы стали чаще отдавать предпочтение отечественному растительному маслу, рыбе, крупам и макаронным изделиям, а также верхней одежде и трикотажу, стройматериалам, синтетическим моющим средствам. Увеличилась доля продаж белорусских стиральных машин. В то же время на столах белорусов чаще, чем в прошлом году, оказывались «заморские» овощи (доля отечественных сократилась с 83,9 % до 81,9 %). По сравнению с отечественным товаром быстрее росли продажи импортных цветных телевизоров (их доля увеличилась с 15,1 % до 36,2 %), холодильников и морозильников (с 20 % до 21,1 %), парфюмерно-косметических товаров и туалетных принадлежностей (с 70,7 % до 71,2 %).

Посетителей магазинов пока не останавливает хоть и замедлившийся, но имеющий место рост цен. Так, в июле индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению составил 103,5 % к июню 2011-го. Напомним, в июне этот показатель вырос на 8,6 % к маю, а в мае — на 13,1 % к апрелю. Продукты питания за июль, по расчетам статистического ведомства, подорожали на 3,8 %. Рекордсменами стали растительное масло (прибавило в цене 21,9 % по сравнению с июнем) и картофель (15,6 %). Незначительно подорожали молоко, сыры, макаронные изделия и сливочное масло (от 0,7 до 2,6 %), в радиусе 5 %-ного повышения цен остались яйца и мясо. Сохранили свой ценовой уровень сахар и табачные изделия. Отрицательную динамику, как и положено в середине лета, продемонстрировали овощи и фрукты, потеряв в стоимости 30,1 % и 2,2 % соответственно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter