Бесплатный сыр только в мышеловке

Голоса из недавнего прошлого

В мою жизнь возвращаются радостные голоса незнакомых людей. Последний раз они звучали в телефонной трубке примерно в конце 90–х годов. Тогда я последовательно становился счастливым обладателем бесплатной путевки на отдых, безвозмездного же сертификата на посещение салона красоты и бесчисленных выигрышей в лотереи, в которых не принимал участия. «Зато участие принимал ваш телефонный номер! — сообщал очередной радостный голос. — Мы разыграли множество призов среди абонентов МГТС! Просто наобум по справочнику. Вам так повезло!..» Разумеется, позже выяснялось, что бесплатная путевка требует всего лишь оплаты авиабилетов, которые, судя по цене, печатались на листовом золоте. Само посещение салона красоты действительно было бесплатным, а вот за различные услуги в нем — изволь неслабо раскошелиться. 

Под видом лотерейных призов присылался всякий хлам, какой и даром не нужен, но «счастливчик» должен был оплатить «всего лишь услугу по пересылке». Ну, в те годы немало писалось об этих способах обмана. Сначала молодые гуру от мошеннического бизнеса называли такой стиль продаж красиво: агрессивный маркетинг. До тех пор, пока у нас не появился вменяемый закон о защите прав потребителей, назвавший подобные вещи истинными именами. Тут и сознательное введение в заблуждение, и навязывание услуг, и прочие наказуемые деяния. После этого обладатели радостных голосов на время поутихли.

А теперь они возвращаются. На днях какая–то дама, позвонив мне, буквально захлебывалась восторгом: «Вам необыкновенно повезло! Именно сегодня наши специалисты абсолютно бесплатно проверят ваши пластиковые окна. Вы даже не представляете, сколько вы переплачиваете из–за утечек тепла...» Дама была не то что настойчива, для ее стиля беседы есть другое определение — настырна. Мои робкие отнекивания во внимание не принимались: «Даже не думайте возражать, такие акции проходят лишь раз в году! Так, во сколько вы впустите наших специалистов? Будьте сегодня дома с 17 до 19!» Чем кончаются визиты таких экспертов, хорошо известно. Будь у вас самые свеженькие, вчера поставленные пластиковые окна, специалист непременно обнаружит, что они нуждаются в сложнейшей (и дорогостоящей) регулировке.

Впрочем, мы в большинстве люди опытные, с нами счастливые голоса уже не проходят. Мы еще с перестройки наслушались сладких речей о бесплатных сырах. Поэтому некоторые бесцеремонные торговцы услугами сочли, что с нами надо построже. И вот на подъезде уже красуется суровое объявление, что «по согласованию с «Энергонадзором» в вашем доме будет проводиться бесплатная проверка состояния электропроводки, просьба обеспечить доступ специалистов в квартиры в такие–то даты». И даже стоит печать, присмотревшись к которой, можно обнаружить, что в наше жилье собирается проникнуть некое ЧТУП — частное предприятие, оказывающее электромонтажные услуги. Видимо, гора клиентов не идет к Магомету, поэтому он сам решил направиться к ней. Что обнаружат частные электрики? Тут к гадалке не ходи: проводка у вас ни к черту, надо штробить стены и все прокладывать заново, а не то сегодня–завтра ждите короткого замыкания. Конечно же, если связаться с «Энергонадзором», тут же выяснится, что никаких подобных проверок с ним никто не согласовывал, и все это есть нахальная самодеятельность мутных дельцов, страдающих от отсутствия спроса.

На подъездах соседнего дома такие же деятели развесили объявления уже со ссылкой на «Минскводоканал». Дескать, с согласия этого уважаемого предприятия некая «Служба контроля воды» проведет проверку качества жидкости, льющейся из крана на кухне. Разумеется, бесплатно. Правда, убедит в том, что вам жизненно необходимо приобрести вот эти вот замечательные фильтры, иначе дизентерия, а с ней и диарея вскоре обязательно постучатся в ваш дом, и без того страдающий от плохих окон и негодной электропроводки.

Многие люди, особенно пожилые, привыкшие доверять объявлениям с упоминанием государственных организаций, ведутся на нехитрый обман. А потом горько сожалеют, когда выясняется, что отрегулировать задвижку или заменить уплотнитель окна можно было в разы дешевле, обратись они в обычное ремонтное предприятие. Мой товарищ успел выгнать наглых торговцев чудодейственными фильтрами, когда они примерялись к сантехнике в квартире, а его облапошенная жена уже бежала к банкомату. Просто вернулся с работы раньше обычного, иначе бы семейный бюджет серьезно пострадал: умельцы «агрессивного маркетинга» бывают крайне убедительны, куда там горисполкому с его тишайшей просьбой убирать снег...

Те, кто впаривает нам ненужные услуги по бешеным ценам, ничего не боятся. Формально их действия не подпадают под нарушения административного или Уголовного кодексов, поэтому милиция вряд ли станет реагировать на сигналы о добродетельных электриках и оконных бессребрениках. Быть может, Минторгу есть смысл обратить внимание на столь беспардонное попрание прав потребителей?

rud@sb.by

Советская Белоруссия № 12 (24894). Пятница, 22 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter