Почему стоят лифты? Этот вопрос читатели «СБ» из числа минских новоселов задают все чаще

Голоса из лифтовой шахты

Почему стоят лифты? Этот вопрос читатели «СБ» из числа минских новоселов задают все чаще, сетуя на то, что пешком на свой 10–й или 12–й этаж приходится подниматься порой на протяжении двух–трех месяцев. А ведь этот путь преодолевают и мамы с колясками, и люди преклонного возраста... Хотя, казалось бы, дом сдан, живи и радуйся. Но не получается. На той же проблеме акцентируют внимание и инспектора отдела надзора городского управления МЧС, которые последние два года фиксируют участившиеся сбои в работе лифтов в новостройках — застревают прямо с людьми. Начинают эксперты разбираться — оказывается, разрешение на эксплуатацию никто не давал, а пассажирские лифты использовались строителями и жильцами как грузовые, перевозя непосильный для себя вес. В результате деньги за дорогое лифтовое оборудование на ветер и явная угроза для безопасности людей. Корреспонденты «СБ» разбирались в проблеме.

Фото  Павла  ЧУЙКО.

За этот год с лифтами только в Минске было связано несколько несчастных случаев, а ситуации, когда кабина с людьми зависает между этажами — вообще из разряда обыденных. Но ладно, лифт в старом доме, а в новостройке? Подъемник только сошел с конвейера, монтировали его согласно нормам, провели техническое освидетельствование и регистрацию, вводили в эксплуатацию по всем правилам — и на тебе, поломка за поломкой. Например, в октябре было два характерных происшествия. В 16–этажном доме по улице Кирилла Туровского в лифте застряли двое пассажиров, а чуть раньше людей эвакуировали уже из кабины в здании по улице Карла Либкнехта. Но так ли неожиданны подобные поломки?

Вполне предсказуемы, уверены сотрудники Минского городского управления Госпромнадзора — организации, занимающейся приемом лифтов в построенных домах и следящей за их использованием. Чего еще ожидать, если в лифтах перевозят то, что перевозить не должны? Особенно остра проблема в домах с квартирами так называемой свободной планировки. Покупая такое жилье, собственник получает коробку без перегородок, зачастую с приблизительной разметкой стен, выложенной из кирпичей, — в общем, чистый лист. И как только дом сдан в эксплуатацию, владелец начинает писать на этом холсте образ своей будущей квартиры, затевая глобальный ремонт. Стройматериалы для которого, по словам главного государственного инспектора отдела надзора Минского городского управления МЧС Николая Липского, жильцы вынуждены перевозить на пассажирских лифтах. Других вариантов попросту нет...

Фото  Павла  ЧУЙКО.

— Чтобы возвести перегородки, сделать стяжку пола, оштукатурить и ошпатлевать стены и потолки, нужны тонны стройматериалов. Поднимать их приходится на высокие этажи, и выручает пассажирский лифт, который не предназначен для таких грузоперевозок, — объясняет Николай Липский.

Такая «тягловая лошадка» таскает вверх газосиликатные блоки, пыльные мешки с цементом, гипсокартон, тяжеленные ящики с керамической плиткой. Вниз же спускает тонны строительного мусора, который попадает в шахты, засоряет и выводит из строя дорогостоящие механизмы. Что в итоге? Страдают сами жильцы: дом — новехонький, а лифты — перекошенные, сломанные и грязные. Подъемные устройства отказываются работать, иногда срабатывает блокировка, как при падении. Представьте только ситуацию: поднимаетесь вы на свой этаж, а лифт неожиданно резко дергается и зависает в шахте. Страшно!

Есть ли выход из сложившейся ситуации? В Госпромнадзоре предлагают альтернативу: если практика строительства жилья свободной планировки будет применяться и дальше, нужно дать жильцам выбор. Например, непременно проектировать в подобных домах грузовой лифт. А в уже построенных использовать грузопассажирские подъемники — такие устанавливаются на внешней стороне здания с соблюдением всех требований безопасности. Они–то могут потянуть довольно внушительный вес и, по сути, продлить жизнь пассажирским лифтам, спасая их от перегрузок. Конечно, за такого «грузчика» придется заплатить, но все же лучше так, чем мучиться и подниматься на верхние этажи пешком, пока лифт ждет ремонта.

Фото  Татьяны СТОЛЯРОВОЙ.


— Сейчас мы проводим мониторинг новостроек, выявляем случаи небезопасной эксплуатации оборудования. До 20 декабря планируем предоставить в Мингорисполком всю необходимую информацию о нарушениях, которые удалось зафиксировать, — делится планами Николай Липский. — Возможно, необходимо поменять существующий порядок приемки зданий в эксплуатацию: сейчас Госпромнадзор намерен предложить владельцам зданий, то есть застройщикам, а потом и членам товариществ собственников жилья постоянно контролировать состояние лифтов: их нужно вовремя убирать, не допускать попадания в шахту мусора. А организации, обслуживающие лифты, в период особо активных отделочных работ обязать проводить осмотры как можно чаще. Чтобы исключить риски поломки лифтов и обезопасить жильцов.

Компетентно

Заместитель генерального директора по качеству и сертификации ОАО «Могилевлифтмаш» Любовь Самусева:

— На октябрь на гарантии у нас находилось 37.340 лифтов. С января по ноябрь мы получили 1.086 обращений о различных поломках. Большая часть их — из России, куда идет значительный объем нашей продукции. Но цифры эти отнюдь не говорят о низком качестве. Наоборот, оно на высоте — количество дефектов с каждым годом снижается. Все дело в эксплуатации. Очень часто на лифтах, установленных в новых жилых домах, перевозятся стройматериалы, цемент. Пылью забиваются контакты, и в этом случае говорить о нормальной работе подъемников не приходится. Бывает, в шахты вообще сваливают мусор. Разве можно ждать в этом случае, что лифт станет нормально функционировать? Есть еще один момент, который надо учитывать: лифт — сложная конструкция. До покупателя доставляется в разобранном виде. Монтаж же осуществляется той организацией, которую выбирает владелец лифта. Бывает, чтобы сэкономить, он доверяется фирме, которая берет за свои услуги небольшие по сравнению с конкурентами деньги. И ошибается. Нормальная работа подъемников зависит от ряда факторов. Например, от точности установки направляющих или того, насколько правильно смонтированы двери. Стоит допустить просчет, и лифт будет запрограммирован на плохую работу. Не всегда на высоте и квалификация работников той организации, которая занимается техническим обслуживанием лифтов. А это тоже может быть косвенной причиной поломок недешевого оборудования. В жилых домах устанавливаются лифты грузоподъемностью от 320 килограммов до 1 тонны. И если брать в среднем, то обычный лифт стоит 20 тысяч рублей.

Кстати 

В Беларуси до 2020 года действует программа «Безопасный лифт»: специалисты обследуют лифты, модернизируют устаревшие модели и списывают вышедшие из строя. Ежегодно в стране планируется менять на новые не менее 2.000 лифтов.

meleshko@sb.by

Советская Белоруссия № 232 (25114). Пятница, 2 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter