Легенда Змеева камня: какие еще секреты хранят жители тихой деревушки

Гоголевка, к вам едут ревизоры!

Сенсации на открытом месте? Они возможны. Если оторваться от асфальта и заехать туда, где жизнь сейчас почему-то считается неперспективной. Так ли это на самом деле и почему жители глубинки ни на что не согласны променять свои родные места? Ищем ответы на эти и другие вопросы в ходе журналистских командировок — продолжаем нашу экскурсию по удивительным деревушкам белорусского края с необычными названиями. Маленькая точка на карте Чашникского района — Гоголевка, где нынче зимуют пять человек. Итак, в путь.


Геологический памятник

На календаре новый год. А здесь, в лесном краю, в двадцати пяти километрах от Чашников, ни грамма снега. Погода поистине апрельская. Правда, настолько туманная, что кажется, по какому-то туннелю мы пересекаем границу реальности и попадаем в мир фантастики. Может быть, это оттого, что заместитель председателя Чашникского райисполкома Инна Сыровченко и глава Новозарянского сельсовета Виктор Приявко по дороге знакомят меня с местной легендой. 

— Мы думали, вы к нам исключительно Змеев камень едете посмотреть, — улыбается Виктор Владимирович. — Удивительное явление, геологический памятник. Это если выражаться официальным языком. А если довериться преданиям, то история такова…

Дальше я слушаю рассказ о том, как много-много лет назад в лесу жил самый настоящий большой и грозный змей. Обитал в большом камне — с окном и дверьми. Был он замечательным портным, а потому шли к нему люди со всего света. Заказы через окно подавали и расчет за пошитую одежду — тоже. Вот только нельзя было говорить, что обновка нужна, чтобы в церковь сходить, — в этом случае мастер со злости мог рукав и на спине пришить. А неподалеку, в Обузерье, на берегу красивого Лукомльского озера, жила красавица — пасла себе свиней и горя не знала. До тех пор, пока не влюбился в нее вездесущий змей. Как ни пряталась, как ни убегала — везде находил. Обвивался дугой по небу, а потом спускался на землю красивым молодцем. И была вынуждена девушка принимать его ухаживания. Но однажды не выдержала пастушка и подставила змея — не разбудила его, как просил, при приближении грозы. От злости ударил он ее ладонью по щеке и выжег тем самым отпечатки пяти пальцев — так и ходила потом с кровавыми отметинами его любимая всю жизнь. Сам же вытянулся дугой — и быстрей напрямки в свой лес. Но молния шарахнула раз, второй, третий… Поднимался змей и снова летел, однако упал замертво. После этого лил дождь три дня, пока люди не нашли и не закопали гада. А он через некоторое время опять оказался на поверхности земли, только чуть ближе к своему каменному дому — снова ливень пошел. И так трижды, пока не собрали детей со всей округи — те прямо в подолах наносили земли и надежно упрятали змея. Теперь на том месте курган, а к Змееву камню водят экскурсии.

Фото автора


Такое не забывается

Гоголевка. Летом здесь за счет дачников человек десять собирается, а сейчас — всего пятеро. Обжитые домики стоят друг напротив друга. Троих обитателей обеих хат обслуживает соцработник Юрий Будько. Бывший механизатор с женой тоже живет в Гоголевке. Заодно взял под опеку еще шестерых пенсионеров в ближайших деревнях. Сейчас вместе с подопечными — супругами Виктором Павловичем и Лидией Владимировной Потаповыми — нас и встречает. Обрадованные нежданным гостям, выпрашивают угощение шикарные «персы» — Рыжик и Мурка. 

— Это наши соседи, — смеется старожил, 82-летний Виктор Потапов. — Частенько заглядывают. А вот людей становится все меньше. Я же еще недавно нечаянных туристов к Змееву камню водил, а теперь здоровье уже не то. 

Виктор Павлович — бывший колхозный ветврач. Здесь, в Гоголевке, и родился. Поэтому знает каждую тропинку не только в родной деревне, но и во всей округе. 

Войну, кстати, тоже помнит. Как мама прятала его и младшего брата от фашистов и до ужаса боялась за их жизнь. Маленький Витя привык быть невидимым и практически не выходил на улицу — это было очень опасно. Ведь неподалеку от дома — деревянная школа, в которой расположились оккупанты. В школьных сараях гитлеровцы держали огромных рыже-черных псов. А в саму Гоголевку привозили откуда-то детей — брали у них кровь для раненых…

Памятник археологии бронзового века расположился на погорке среди деревьев. Длиной метров десять, в ширину — почти 3,5. Необычный пористый валун, свидетель ледникового периода, утверждают ученые, «дополз» к нам из Скандинавии

— Фашисты сильно боялись лесных мстителей, — вспоминает Виктор Павлович. — А места-то здесь глухие. То и дело перестрелки да нападения на гарнизон. Шутка ли: у нас в Гоголевке оккупанты, а в двух километрах, в Заровье, партизаны стоят. Вот немцы и согнали всех местных — они лес вокруг вырубали, в Германию отправляли. А потом, когда захватчики стали отступать, отца моего и других односельчан с собой прихватили. Заставили разбирать в Лепельском районе казармы, затем фронт. К счастью, батька вернулся живым. 

Увы, повезло так далеко не всем жителям Гоголевки. Старожил вспоминает женщину, которую пытались увезти в Германию. Многодетной матери где-то по пути удалось сбежать. Раненная в живот, она добралась-таки до родной деревни, где оставались на руках соседей четверо ее маленьких детей. Здесь и умерла, осиротив малышей. Их потом всей деревней воспитывали. 

Змеев камень — уникальный геологический памятник.
Фото автора

Два парня на деревню

На сегодня в Гоголевке двое мужчин. С учетом возраста и здоровья Виктор Павлович за лидерство не спорит. Безоговорочная капитуляция перед соцработником. Ведь Юрий Будько — уникальный человек. Надежда и опора. Всегда знает, чем и как помочь. Даже в самой сложной ситуации обязательно находит общий язык с подопечными. И если Потаповы еще иногда могут сами добраться до автолавки, которая останавливается метрах в 800 от дома, то их соседке, 86-летней Регине Хруцкой, это уже не под силу. А Юрий — парень шустрый. Он нужные продукты даже из соседней деревни привезет.

— Что вам соцработник покупает? — интересуюсь у пенсионерки.

— Сегодня бабушке нужны масло, хлеб, молоко, сметана и батон, — опережает подопечную соцработник. 

— Как всегда, угадал, — смеется та.

Юрий Будько признается: за несколько лет работы хорошо изучил и вкусы, и пристрастия своих клиентов. Работать с ними несложно. Всех исправно навещают дети, так что соцработник на подхвате. И всегда в зоне доступа. Держит тесную связь и с пенсионерами, и с их родственниками. В его руках машина, которая помогает управляться быстрее. Так что и на беседы с аксакалом Виктором Павловичем время остается. Ведь не секрет, что иногда пожилому человеку просто хочется высказаться, поделиться проблемами, вспомнить о былом.

Пока мы беседуем с Юрием, фельдшер Светлана Вертинская проверяет домашний «арсенал» Регины Андреевны. Лекарств у пенсионерки целая аптека. Как бы не запуталась… Но бабушка уверенно, будто на экзамене, рапортует: вот это принимаю утром, это — вечером. Белые таблеточки — от давления. Те, что побольше, сердечные. 

Что ж, все в порядке. Давление, к счастью, тоже. Одно волнение — куда запропастился Рыжик? Покормить пора. Но упитанный котяра с белоснежными, что пух, лапками уже у порога. Откровенно намекает: хватит, мол, погостили, пора и честь знать, у нас свои семейные дела. 

Лидия и Виктор ПОТАПОВЫ.

Эпилог

Что касается истории названия деревни, то версия лишь одна — прототипом стала птица гоголь. Ведь вокруг села очень много болот, которые любит этот представитель утиных. В сырых, труднопроходимых местах множество деревьев с дуплами, в которых он и предпочитает селиться.

Прощаемся с жителями. Впереди экскурсия к Змееву камню. Лесхозовская «Нива» безуспешно буксует по лесной дороге. Оставляем машину и идем пешком, благо недалеко. Какой-то километр с небольшим. Воздух чистый, слегка затуманенный. Лужи на лесной дороге и зеленая трава. Пахнет хвоей и мхом. Пробираясь по обочине, вспоминаю рассказ водителя — на днях он видел в окрестностях подснежники. Нынешняя зима и вправду удивляет. А вот и главная историко-культурная ценность края. Говорят, что под ним сходятся два больших озера и если вырвать из земли эту громадину — всю округу затопит. Правда или нет, не стоит рисковать. Тем более что копать здесь категорически запрещено. Лучше включить воображение. И тогда в Змеевом камне можно увидеть и коварного змея, и дом с окошками и дверью. Настоящая сказка родом из чашникской Гоголевки. 

Begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter