В Налибокской пуще открыт питомник по восстановлению глухаря

Глухариное ток-шоу в налибоках

Во многих странах Европы глухаря можно встретить только в вольерах да парках диких животных, которые, собственно, от зоопарков не сильно отличаются. В полутора десятках государств континента он занесен в национальные Красные книги. У нас же эту пугливую птицу можно встретить в лесах и борах, на зорьке послушать ее токование. 


Правда, такая возможность есть далеко не у каждого и не везде — численность редкой птицы снижается из года в год. Желающих полакомиться яйцами, птенцами, взрослыми глухарями много — сойка, ястреб-тетеревятник, куница, рысь, енотовидная собака, лисица, орел, беркут, филин. В уменьшение поголовья вносят свой вклад и люди. Каждую весну охотники потирают руки в ожидании, когда снова будет объявлена охота на этих пернатых. Только за последние пять лет глухарей стало меньше почти на 10 процентов. Сегодня их — около 8 тысяч особей на всю страну. Что дальше? 

Одними из первых этой проблемой озаботились в Налибокской пуще. Здесь пару лет назад охотники сменили ружья на фотоаппараты. На помощь им пришли РНПЦ НАН по биоресурсам и Минприроды, вспоминает директор заказника «Налибокская пуща» Василий Гурков. Тогда один ток оборудовали шалашами, местами для отдыха фотоохотников. Идея людям понравилась. В 2013-м решили глухаря разводить. Была разработана документация на создание центра. 


«В 2014 году с помощью средств ГЭФ была проведена биотехния на 14 токах — обустроили там 28 галечников, — рассказывает Василий Гурков. — Зачем там галька? Глухарь большую часть года питается хвоей сосен, и ему для переваривания грубой пищи нужны камушки. На средства ГЭФ и при помощи ПРООН было построено и здание, где сегодня помимо подсобных помещений находятся новенькие инкубаторы для разведения глухарей. Все это стоило 14 тысяч долларов. Минприроды идея была поддержана, и ее включили в программу развития ООПТ на 2015—2018 годы. К проекту снова подключились международные партнеры. Заказник вложил и собственные средства — 500 миллионов рублей. Еще более 100 миллионов выделил Минлесхоз». 

К слову, в Министерстве лесного хозяйства, признается первый заместитель министра Александр Кулик, изначально к идее создания питомника отнеслись скептически: мол, это скорее задача Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Но благодаря настойчивости авторов проекта, инициативу все же поддержали. «Мы проследили ситуацию с западноевропейским глухарем за последние лет 30, — говорит Александр Кулик, — как уменьшалась его популяция. Ученые связывают это с большой антропогенной нагрузкой на леса. А глухарь любит старые боры, в которых человек его не беспокоит. Мы решили: нужно компенсировать снижение популяции». 

Сегодня четыре первых обитателя питомника, которых нам довелось повидать, несколько напуганы. Еще бы — незнакомое место и люди кругом. Пройдет немало времени, прежде чем они почувствуют себя рядом с человеком спокойнее. Хотя, говорят специалисты, полностью искоренить страх не удастся — нужно, чтобы животное родилось в неволе. Более того, по словам Василия Гуркова, изначально было отловлено шесть птиц, двух из которых пришлось пометить датчиками наблюдения и отпустить. Почему? Поскольку пернатые, как и люди, обладают разными характерами. Две выпущенные на волю птицы не потерпели присутствия людей.



«Почему именно я? — улыбаясь, переспрашивает Татьяна Павлющик. — Потому что я имею опыт работы по восстановлению популяции глухарей. В советское время был питомник по их разведению, в котором мне довелось поработать. Правда, тогда речь шла о выращивании птицы в неволе. А питомник Налибокской пущи предназначен для выращивания птиц с их последующей реинтродукцией — высвобождением в природу, в места их прежнего обитания». 

Кстати, в этом, по словам специалиста, нам помогут польские коллеги. «Доктор Анджи Якжевинский из Парка диких животных в Кадзидлове разработал интересную методику по выращиванию птиц для интродукции, — рассказывает Татьяна Павлющик. — И мы будем использовать его методику. Он к нам приезжал, и у нас будет договор о сотрудничестве. Мы также планируем поехать в Польшу, чтобы ознакомиться с результатами его работы. 


Кстати, в самой Польше с глухарем ситуация сложная — он даже включен в Красную книгу. Там в течение последних 4—5 лет при финансовой помощи Евросоюза реализуется лайф-проект по спасению птицы. Они работают на границе с нами, рядом с Августовской пущей. Создали небольшой питомник, метят глухарей радиоошейниками». 

Каким будет механизм разведения глухаря? По словам Татьяны Павлющик, здесь есть много тонкостей. В частности, для реализации проекта нужно вырастить ручное поголовье, чтобы потом птицы могли дать потомство. А затем ручная глухарка будет сидеть в вольере, в то время как птенцы смогут выходить. То есть вроде бы все вместе, а вроде бы у малышей больше свободы. Благодаря этому птенцы адаптируются к диким условиям, и впоследствии их выпустят в природу, где они получат полную свободу.



Впрочем, это будет несколько позже. Пока питомник делает первые шаги. «На будущий год осенью, — делится планами Василий Гурков, — мы отловим еще около 15 глухарей, пометим их датчиками и отпустим, чтобы по весне получить от самок потомство. Не разыскивать их, а точно знать, куда идти». Также задумываются в Налибокской пуще о перспективе развития здесь экотуризма. Кстати, скорее всего, фотоохота с этих просторов уйдет — не всякий фотограф имеет терпение и соблюдает все правила. Вместо этого придут другие формы — экскурсии по экотропе, заказнику. Кстати, по словам Василия Гуркова, шанс, что глухарь попадет на глаза туриста, достаточно велик. Особенно в октябре-ноябре, когда перед зимой глухари запасаются гастролитами — мелкими камушками для пищеварения — и вылетают на дороги. 

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Ковхуто отметил важность восстановления таких видов, как глухарь. По его словам, это важно не только для нашей страны, но и для соседних государств. «Мы будем готовы поделиться знаниями и сотрудничать, — говорит он. — У нас есть опыт восстановления редких видов. Например, мы успешно восстановили численность зубра. Сейчас мы помогаем в этом другим государствам. Несколько лесных великанов отправились в Казахстан, ведутся переговоры с Азербайджаном. Сотрудничаем с польскими исследователями».

Сейчас при поддержке РНПЦ НАН по биоресурсам и его научного сотрудника Татьяны Павлющик в питомнике отрабатывается технология кормления и ухода за птицами. Затем в планах освоение инкубации и выращивание птенцов, их адаптация для жизни в дикой природе. «По бизнес-плану, — делится задумками Василий Гурков, — к 2021 году мы намерены создать в Налибокской пуще популяцию западноевропейского глухаря (Tetrao urogallus major Brehm) численностью 400 и более голов. Пока их 160—180. А вот после 2021 года, когда выйдем на самоокупаемость, мы готовы предложить птиц в Западную Европу». 

veraart14@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter