Глубокские женщины хотят рожать в своей райбольнице, но роддом здесь закрыт, судя по всему, надолго. Почему?

Глубокое в интересном положении

Тема странного прекращения работы роддома в местной ЦРБ получила продолжение, но точный ответ на сей счет не смогли дать и в Витебском облздравуправлении

В номере «Сельской газеты» от 01.12.2022 опубликован материал «На разных уровнях защиты», в котором поднималась проблема отсутствия в Глубокской районной больнице родильного отделения. Прием в поликлинике ведут и оказывают экстренную помощь командированные специалисты-гинекологи из разных районов области вахтовым методом, а плановые роды проходят в Новополоцке, в 85 километрах от Глубокого.

Буквально на следующий день после выхода газеты, 2 декабря, в Глубокое приехала заместитель начальника главного управления по здравоохранению Витебского облисполкома Людмила Ковалева. В райисполкоме она встретилась с неравнодушными жителями, просившими помочь в решении данной проблемы, вернуть родильное отделение. На встрече присутствовали главврач Глубокской ЦРБ Вячеслав Сабынич и заместитель председателя Глубокского райисполкома Татьяна Тарасевич.

СКАЗАНО

Президент Александр Лукашенко:

— Движемся к тому, чтобы вообще набирать врачей таких, которые закончат, и мы будем знать, куда они поедут. Без всякого распределения. Они придут и будут знать уже, куда поедут, потому что у них есть договор. Надо готовить у себя врачей, которые будут работать на свою страну, на свою Родину.

Из выступления на рабочей встрече с министром здравоохранения Дмитрием Пиневичем, 05.12.2022

Глубочане не могут понять, почему в одном из самых крупных районов области нет ни одного врача-гинеколога, а в соседних, Докшицком и Миорском, где населения в два раза меньше, соответственно четыре и пять врачей, есть также родильные отделения. В Докшицах под него отведен целый этаж больницы.

Фото носит иллюстративный характер

Незадолго до встречи удалось пообщаться с председателем Уделовского сельисполкома Виктором Карманом. На территории сельсовета проживает 36 многодетных семей. Свое­образный рекорд! В этом году родилось уже 15 детей — больше, чем у других в районе. Председатель объясняет, что созданы необходимые условия для жизни: крепкие сельхозпредприятия, добротное жилье. Есть хороший Дом культуры, школы — средняя образовательная и музыкальная, почта, три магазина, ФАП, три храма, два детсада-яслей.

— Вот только с закрытием родильного отделения в Глубокской больнице, — размышляет представитель местной власти, — неважно получилось. Дополнительные трудности нашим сельчанкам. Надеемся, проблема будет решена.

Встреча в райисполкоме с чиновником из Витебска прошла в форме диалога. Первым задал всех волнующий вопрос об открытии родильного отделения заместитель начальника Глубокского энергосбыта Игорь Кухтов:

— Я родился в Глубоком, сын мой тоже. У меня племянница, маленькая, худенькая, родила шесть лет тому назад здорового мальчика. И не надо было никуда ехать. Больница наша хорошая, оборудование как в межрайонном центре. И поговаривали, что роддом будет открыт у нас. И вот на этом фоне узнаем, что закрыто родильное отделение.

— Вопрос о закрытии родильного отделения в Глубокской ЦРБ никогда не рассматривался, — сразу уточнила Людмила Ковалева. — Глубокое — это большой районный центр, один из самых крупных в Витебской области. У вас есть хорошая больница, оснащенная с учетом первого уровня оказания медицинской помощи всем необходимым. У вас установлен, кроме того, аппарат УЗИ, компьютерный томограф, работает маммограф, которого, кроме Полоцка, Новополоцка и Витебска, больше нет в районных центрах. В этом году приобретен передвижной медицинский комплекс — единственный на всю область, он дает возможность обеспечить доступность медицинской помощи жителям отдаленных малых деревень. Поэтому вопрос о том, чтобы сократить оказание медицинской помощи, в частности родовспоможение, никогда не рассматривался.

Почему же встал вопрос о закрытии отделения? Потому что в этом году изменилась система медицинской аккредитации, проводимая на уровне Министерства здравоохранения специально созданным отделом, когда определяются условия, которые должны соответствовать установленным требованиям оказания медицинской помощи по профилям. Глубокская ЦРБ не смогла пройти аккредитацию по родовспоможению: основной критерий — недостаточная укомплектованность кадрами (а если конкретно — отсутствие гинекологов).

На акушеров-гинекологов из Глубокской ЦРБ ежегодно подавались заявки. Учитывая, что на начало этого года и в 2020—2021 годах акушеры-гинекологи в Глубокском районе работали, необходимости в распределении не было. Но затем два доктора уволились, одна пошла в декретный, и отделение осталось без кадров. Почему так случилось и можно ли это было упредить?


На этот счет разные мнения. Главврач Глубокской ЦРБ Вячеслав Сабынич, который очень много сделал для ремонта и оснащенности больницы, сетует: мол, сами роженицы не должным образом относятся к врачам-гинекологам — считают их за обслуживающий персонал. Но самая веская причина, что молодые специалисты, которые учились в вузах по целевому направлению, не отрабатывают положенного срока. Так, один врач-гинеколог вообще не приехала в Глубокое, вторая, Валерия К., выдержала три года, а за оставшиеся два погасила перед государством задолженность и уехала в Минск.

Мы связались по телефону с Валерией и вот что услышали:

— Сама я глубокская, из деревни Передолы. Да, действительно отработала из пяти положенных лет по целевому направлению три года. За оставшиеся два заплатила расходы на учебу. Жила в Глубоком в хорошей однокомнатной квартире на Северной, около самой больницы. Работа классная. Не было вопросов к сплоченному коллективу акушерок. Короче, все устраивало, кроме того, что не было ни праздников, ни выходных: надо было вести прием в поликлинике и наблюдать находящихся в родильном отделении. Перспективы для роста не было, да и хотелось, чтобы нагрузки распределялись более равномерно.

В каком-то смысле девушку можно понять. Должна же быть у молодого специалиста и личная жизнь. А как снизить те же нагрузки в больнице, если не укомплектован штат гинекологов? Но Валерия отработала хотя бы три года, а ведь есть случаи, когда молодые специалисты и вовсе не прибыли в Глубокое.

— Выложили денежные знаки, и все. И мы ничего не можем сделать, ни на месяц задержать, ни на два. Обязаны уволить, — откровенничает Вячеслав Сабынич.

Людмила Ковалева соглашается, что не все еще у нас отлажено с подбором кадров, направлением на учебу в медицинские вузы, но уже скоро будут изменения:

— Недавно было совещание в Министерстве здравоохранения, где было оглашено, что сейчас готовится новый нормативный документ о приеме в медицинские университеты по целевым направлениям. Их будут выдавать уже с мая, а не так, как было раньше — после централизованного тестирования. Кроме того, абитуриент должен будет сдать прямой экзамен в вузе в рамках прямого собеседования по профилю. То есть прорабатывается система, чтобы улучшить доступ в медицинские университеты молодежи из сельских районов. Возможно, тех, кто не может нанять репетиторов в том же Минске, Витебске, крупных городах.

Но ведь еще надо поступить в вуз, отучиться шесть лет, плюс год интернатуры, стажировки на рабочем месте. То есть такой специалист может прибыть в Глубокскую больницу только через семь лет. Но акушеры-гинекологи нужны уже! Облздрав обещает кого-то из нынешних выпускников медуниверситета в первую очередь направить в Глубокое. Но и это еще не гарантирует полностью решение проблемы.

–Если человек распределяется с 1 августа, — поясняет Людмила Ковалева, — у него еще стажировка: год интернатуры. И только потом, как минимум, он становится молодым специалистом. Представьте, что к вам в Глубокое из университета приедут два или три доктора. И больше — ничего. Еще же их надо научить. Поэтому за всеми молодыми специалистами закрепляются наставники: врачи, которые имеют опыт, квалификацию. Проще говоря, «присматривают», подсказывают, учат. Возможно, разрешат проходить интернатуру на базе Глубокской больницы.

Но опять возникает вопрос: «А кто будет учить, если здесь нет опытного врача-гинеколога?»

Поступило предложение, чтобы поделились кадрами те же Докшицы и Миоры. Мы связались с главврачом Миорской ЦРБ Еленой Сивой, у которой пять гинекологов. Год тому назад пришла по направлению глубочанка Марина Северина, она ездила на вахту в Глубокскую больницу, жила непосредственно в ней, хотя предоставляли гостиницу в городе, и приняла семь родов из девяти, которые прошли там в этом году. Шутила: «Я работала по принципу 7 на 24 (семь дней в неделю по 24 часа в сутки. — Прим. авт.). Ведь я врач и должна присутствовать, если кто-то поступает, чтобы оказать помощь».

Ответ Елены Сивой:

— Марина — наш целевик. Она начала развиваться, уже научена делать некоторые операции. Мы на нее рассчитываем. Я ее не отдам.

А заставить кого-либо облздрав не может. Мол, нет такого закона.

Таким образом, в Глубокое, как и сейчас, при сложившемся положении акушеры-гинекологи еще год-полтора будут приезжать из других районов области на вахту. Конечно, это не очень хорошо. Ведь люди на две-три недели отрываются не только от своего постоянного места работы, но и от семьи. Но что сделаешь, такова производственная необходимость.

Что касается родильного отделения в Глубоком, то Людмила Ковалева ответила:

— Укомплектуется больница штатами, будут хорошие специалисты, смогут оказывать помощь в родо­вспоможении, я думаю, вопрос об открытии родильного отделения стоять не будет. Но это не так быстро, как хотелось бы.

И тут из зала прозвучал голос:

— Хотелось бы, быстрее. Мы будем помогать, чем можем!

И в ответ из президиума:

— Вот и давайте вместе искать врача-гинеколога: или у знакомых спрашивать, или в гостях где-то будете...

А что, вдруг произойдет чудо? Ведь приехал же недавно в Глубокое из Москвы на постоянное место жительства и, соответственно, работы врач-невролог высшей категории.

Но на чудо надеяться — не лучший вариант в очень важном направлении районного здравоохранения.

Елена СИВАЯ, главный врач Миорской ЦРБ:

— У нас родильное отделение небольшое, рассчитанное на малое число: всего три палаты, одна из них платная. В палате по одному-два человека. Иногда на родах могут лежать одна-две женщины, а бывает, и вообще никого. То есть появляется возможность поработать индивидуально: лишний раз подойти к роженице, посмотреть. Поэтому у нас спокойнее, чем в роддоме Новополоцка. Нет вопросов с кадрами. Всего пять врачей-гинекологов. При каждых родах присутствует врач, независимо — днем, ночью, в выходной. Врачи обеспечены жильем. Сейчас последний специалист получит арендное жилье. Дом сдается к новому году. За 10 месяцев в нашем отделении прошли 61 роды: 50 у своих женщин, 11 — из других районов.

Наталья АПЕТЕНОК, многодетная мать из деревни Мосар Уделовского сельского Совета Глубокского района:

— Я работала почтальоном, носила подписчикам и «Сельскую газету», которую читают с особым интересом. Сейчас в декретном. У меня пятеро детей: старшему сыну 14 лет, младшему ребенку годик. Всякое бывало при родах. Последние были очень тревожные. Получила направление в Витебск, так как заразилась от мужа коронавирусом. Собирались поехать в областной центр на следующий день, но начались схватки. Срочно меня доставили в Глубокскую больницу, где благополучно через полчаса родила. Ребенок здоровенький, не заразился вирусом благодаря вниманию персонала, врача-гинеколога Валерии. С сожалением узнала, что закрыто родильное отделение в Глубокской больнице из-за отсутствия гинекологов. Между прочим, такая ситуация возникает здесь не впервые. Помню, лет 13 назад рожала в Новополоцке, потому что у нас так же, как сейчас, не было врачей. Особой разницы не заметила: и в Глубоком, и в Новополоцке относились хорошо. Единственное, в Глубоком навещали родные, знакомые. Все-таки дома есть дома!

Наталья ВАВИНСКАЯ, многодетная мать из деревни Ластовичи Обрубского сельского Совета Глубокского района:

— К нам в больницу врачи приезжали вахтовым методом и почти никого не оставляли рожать в Глубоком, направляли в Новополоцк. Мне повезло. Я родила 26 августа в Глубокской больнице благодаря гинекологу Марине Севериной, которая приезжала на вахту из Миор. Сначала она меня госпитализировала, наблюдала несколько дней. Я лежала на сохранении также в Новополоцке три дня и не хотела туда возвращаться: там по шесть человек в палате, шумно. Мне было очень тяжело. В Глубоком же все тихо, спокойно. В палате вдвоем, максимум втроем. Особенно благодарна акушеркам Ирине Барсук, которая отработала 35 лет, Инне Аношко, Алисе Ивановой, Ольге Федоровой. Не представляю, как можно было закрыть у нас родильное отделение. Город большой, район большой. Молодежи много…

Не смогла сдержать эмоций на встрече Елена ТЕЛИЦА:

— Мне больно, как никому. Я отработала 13 лет в роддоме. Понимаю всю эту структуру, знаю сложности, проблемы. Коллектив акушерок, не побоюсь этого слова, был у нас лучший в области. Ведь акушерству трудно научиться, здесь нужно призвание. Закрытие родильного отделения для меня потрясение. Потом мы будем пожинать плоды. Не дай бог, потеряем хоть одну женщину в родах или даже при беременности! Ведь роды — это понятно: кто-то успел доехать, кто-то не успел. А беременность начинается с консультации… И поэтому должны быть свои местные врачи и родильное отделение.

КСТАТИ

За 11 месяцев родилось 226 глубочан: 150 в городе и 76 на селе. В 2021 году — 228 детей: 156 в городе и 72 на селе. Как видно, несколько неожиданно прибавку, плюс 4, дало село. В том числе в Уделовском сельсовете — 15 детей, Обрубском — 10, Коробовском — 8. Сыграно 207 свадеб, что на 34 больше, чем в прошлом году.

saulich@bk.ru


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter