Как быть, если хочется рожать поближе к дому, — о проблемах с кадрами гинекологов в Глубокской ЦРБ

На разных уровнях защиты

В «СГ» обратились встревоженные жители из Глубокого. Они подали коллективное письменное обращение в райисполком. Причина в том, что в последнее время в районе нет местных гинекологов. Ведут амбулаторный прием и оказывают экстренную помощь командированные специалисты. А плановые роды проходят в межрайонном роддоме Новополоцка (от Глубокого 85 километров). Да, этот роддом оснащен по последнему слову техники, вопросов нет. Но как быть, беспокоятся наши читатели, если хочется рожать дома — в Глубокской ЦРБ? «СГ» связалась со всеми сторонами, так или иначе причастными к разрешению спорной ситуации о прекращении работы родильного отделения в Глубоком.

С линейки — в роддом

Глубочанка Алина Норович — одна из тех, кто поддержал коллективное обращение и обеспокоен будущей судьбой родильного отделения в райцентре:

— Я помогаю нашему священнику и постоянно в роддоме проводила с мамами духовные беседы, объясняла сокровенный смысл причастия. Теперь не получится: мамы на выезде! Может быть, отделение невыгодно содержать экономически, но по-человечески это странно — остаться без роддома почти 35-тысячному району. А специалистов, если их не хватает, надо стараться удерживать и заранее заботиться об укомплектованности штата.

Составители коллективного обращения преследуют одну цель: чтобы не закрылось навсегда их местное родильное отделение, а пока из-за отсутствия специалистов и малого количества родов аккредитацию от Минздрава оно не получило.

Глубочанка Виктория поделилась с журналистом своей историей:

— На протяжении беременности в Глубоком меня вели разные гинекологи. Они все хорошие, отзывчивые, но у каждого новые назначения: один рекомендует пить витамины, другой задается вопросом, зачем мне их назначили. Считаю, женщину во время беременности должен вести один доктор. Беременных командированные специалисты принимают в первую очередь, а вот обычным женщинам попасть на прием сложно, зачастую надо ждать несколько дней. Поэтому после родов езжу в гинекологическое отделение в Ушачи.

В Глубокской ЦРБ Виктории назначили роды на 6 июня, а родила она на неделю раньше — 30 мая.

— Сходила к ребенку на школьную линейку, а после прихватил живот. Быстренько собрала вещи — и в машину. Доехала до роддома, там мне сделали кардиотокографию и отвезли в Новополоцк. По приезде родила. С малышом все в порядке — здоровенький!

Невысокий процент

— Службе охраны материнства и детства в нашей стране уделяется большое внимание, —
начинает наш разговор главный внештатный специалист по акушерству и гинекологии главного управления по здравоохранению Витебского облисполкома Наталья Катушенко. — Создана четкая четырехуровневая система организации медпомощи женщинам на всех этапах беременности и новорожденным. К первому уровню относятся родильные отделения в ЦРБ, ко второму — межрайонные центры. На Витебщине это родильные дома Новополоцка и Орши. Третий уровень в области представлен перинатальными центрами Витебска: областной клинический родильный дом и городской клинический родильный дом № 2. Четвертый уровень оказания помощи — республиканский, это РНПЦ «Мать и дитя».

Наталья Катушенко конкретизирует, что разработана четкая маршрутизация пациенток с учетом материнских, перинатальных рисков, чтобы женщина попала на нужный уровень оказания помощи и получила хороший результат своей беременности. Ребенок должен родиться именно там, где ему при необходимости смогут помочь. В ЦРБ остается незначительное количество рожениц, которые, как правило, не имеют каких-либо осложнений. В настоящее время это меньше 10 процентов — среднестатистический показатель по области. Остальные пациентки рожают на более высоких уровнях.

И это не зависит от того, сколько в том или другом районе беременных, врачей. Нет ничего удивительного, что женщины хотят дарить жизнь своим малышам в самых современных и технологичных условиях, где при любом раскладе (а роды — сложный процесс) не только смогут спасти матери и ребенку жизнь, но и сохранить ее качество. Оказание своевременной акушерско-гинекологической помощи предупреждает различные осложнения, в том числе кровотечения. Благодаря такой организации службы в течение многих лет в регионе отсутствует материнская смертность и на низком уровне показатель младенческой.

Специалисты после отработки уезжают

Непростая кадровая ситуация сложилась в Глубоком. Два молодых специалиста уехали в крупные города, не отбыв распределения до конца, и выплатили государству деньги. Один из докторов ушла в декретный отпуск.

— К сожалению, в нашей ЦРБ часто так складывается, что молодые специалисты уезжают досрочно, —
объясняет главный врач Глубокской ЦРБ Вячеслав Сабынич. — Проблема в том, что в Глубоком пациенты к медикам относятся как к обслуживающему персоналу. Других проблем не вижу. Обеспечиваем жильем, и райисполком в этом всегда идет навстречу. Сейчас, к примеру, пустуют две арендные квартиры.

Недостаток специалистов — одна из причин, почему родильное отделение не получило аккредитацию. Но есть и другая проблема. За девять месяцев нынешнего года в Глубоком прошло только девять родов. Действительно ли в приостановке работы отделения виновато малое количество родов или все же их здесь мало, потому что некому проводить? В самом деле замкнутый круг. Попробуем из него выбраться.

Проблема с кадрами в городе началась два года назад. У молодых врачей закончился срок отработки — и распрощались с местной больницей. Логично, что настроения специалистов надо изучать заранее, чтобы заблаговременно заказать новых. Вяче­слав Сабынич объясняет:

— Заказываем их ежегодно, делаем заявку в главное управление по здравоохранению облисполкома. Больше скажу: даже занимаемся «шпионажем», переманиваем врачей из других районов. Но все равно не хватает. Гинекологическое отделение не получило аккредитацию, значит, обязаны его свернуть или перепрофилировать. Оно и очевидно: за девять месяцев — девять родов, а в штате отделения 18 человек. Разве рентабельно?

Девять родов прошло в местной ЦРБ, а на самом деле их больше 200: абсолютное большинство пациенток из Глубокого направлены на межрайонный уровень в Новополоцк и только около 5 процентов родоразрешились на местном уровне. До 2020 года, когда штат был относительно укомплектован, в городе рожало, по словам главного врача, около 20—22 процентов беременных от их общего количества. Явно причина в отсутствии местных специалистов.

Глубокская ЦРБ направила заявку в главное управление по здравоохранению на двух гинекологов. Они будут оказывать экстренную помощь и стационарную на гинекологических койках в хирургическом отделении, вести амбулаторный прием. Плановые роды по-прежнему здесь проводить не намерены. Родовспоможение свернуто во многих районах, объясняет главный врач.

Действительно, из 18 районов Витебщины в девяти, таких, к примеру, как Бешенковичский, Сенненский, Ушачский, Россонский, Дубровенский и другие, акушерских коек нет вообще. От этого никто не страдает. Женщина планово госпитализируется в межрайонный центр Новополоцка или Орши либо сразу в Витебск или Минск. Вместе с тем в каждом из этих районов есть гинекологи, которые ведут амбулаторный прием и наблюдение. Но ведь и количество жителей в них несопоставимо с Глубокским. В каждом из названных около 15 тысяч, в Глубокском — в два раза больше.

Поэтому вывод напрашивается один: отсутствие родов в данном случае прямое следствие нехватки врачей. Если в 2020-м в ЦРБ прошли 91 роды, то в 2021-м — 20. В 2019-м, когда был штат укомплектован полностью, — 122. Это тоже не космические цифры, однако львиная доля от всех новорожденных.

Район не без врача

Тем не менее Глубокский район не остался без специалиста — поочередно, вахтовым методом, там дежурят гинекологи из других городов (Новополоцка, Орши, Полоцка, Витебска), помощь оказывается круглосуточно. Они ведут амбулаторный прием, наблюдают беременных и гинекологических пациенток, оказывают экстренную помощь, в том числе стационарную на пяти койках хирургического отделения в Глубокской ЦРБ.

— Но командированный врач не может в одиночку закрыть все потребности, — объясняет Наталья Катушенко. — Что касается плановых родов, то специалист своевременно оценивает, на каком уровне (межрайонном, областном или республиканском) они будут проходить, и направляет туда. Безусловно, такое решение временное. В ЦРБ должны быть свои кадры. Вопрос с Глубокским районом стоит остро и находится на контроле в главном управлении по здравоохранению Витебского облисполкома. Поэтому в Глубокскую ЦРБ молодых специалистов направим в первую очередь.

Наталья Катушенко отмечает, что с учетом демографической ситуации высококвалифицированную помощь целесообразно оказывать в крупных межрайонных центрах, где есть для этого все: оборудование, кадры, условия для пребывания женщин и новорожденных, большие запасы крови, смежные специалисты, наблюдение и консультации которых могут понадобиться. Именно благодаря разноуровневой системе оказания акушерско-гинекологической помощи, правильной логистике пациенток младенческая смертность в Беларуси рекордно низкая — ниже, чем во всех странах СНГ и многих развитых государствах мира, в том числе Великобритании, Дании, Литве, Польше и США. Это характеризует не только работу медиков, но и в целом отношение общества, заботу государства о здоровье детей, счастливом и комфортном материнстве.

В результате серьезных достижений, высоких технологий в медицине выносить и родить ребенка может женщина, которая еще 5—10 лет назад не могла познать радость материнства. Сейчас благополучно завершают беременность пациентки с тяжелым сахарным диабетом, пороками сердца, онкологическими заболеваниями, женщины, перенесшие трансплантацию органов. Интенсивно развиваются высокие технологии по оказанию медпомощи новорожденным с экстремально низкой и очень низкой массой тела.

К слову, в нашей стране ежегодно около тысячи младенцев появляются на свет благодаря вспомогательным технологиям. В РНПЦ «Мать и дитя» сделано 500 попыток бесплатного ЭКО. На 100 попыток рождается примерно 40 и более детей, это высокая эффективность. Беларусь — комфортная страна для материнства и счастливого детства, в этом семьи убеждаются на собственном опыте.

basikirskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter