"Глубинка" строгого режима

ИУ-5 - это настоящий город, занимающий около 15 гектаров.
ИУ-5 - это настоящий город, занимающий около 15 гектаров. С жилыми корпусами, автономным электроснабжением, прачечной, рабочими цехами, подсобным хозяйством, спортивным городком и даже храмом. Численность населения - 2.600 - почти равна числу жителей расположенного неподалеку самого маленького белорусского городка Коссово, что в Ивацевичском районе. ИУ-5 - исправительная колония строгого режима. "Тюрьма", как называют ее жители Ивацевичей. И хотя слова "колония" и "тюрьма" женского рода, сидят здесь одни мужчины, причем в большинстве рецидивисты, имеющие за плечами не один срок.

- Сдайте ваш сотовый, распишитесь и проходите, - говорит мне дежурный. Еще шаг - и я на "зоне"!

Старик и "зона"

...Вокруг вроде бы ничего особенного. Клумбы с тюльпанами. Производственные цехи, откуда без наручников и без конвоя выходят одинаково одетые люди. Только колючая проволока, отсвечивающая на солнце, напоминает, где я.

В Ивацевичах отбывают наказание в основном воры, разбойники и убийцы. Половина из них - мужчины в возрасте до 35 лет.

- Недавно освободился мужчина из Барановичского района. Он шесть раз был осужден за кражу из магазина. Причем из одного и того же, - рассказывает начальник колонии полковник Анатолий Богдусевич. - Вышел на волю, неделю в Ивацевичах гулял. Спал в клумбах перед нашим забором. На свободе он уже никому не нужен, в родной деревне он - вор, а здесь - "авторитет".

Еще Анатолий Михайлович вспоминает, что этот мужчина любил комнатные цветы. Ухаживать за ними в административных корпусах было его заботой. Цветам, похоже, повезло. Уже пришел запрос с просьбой дать характеристику на бывшего сидельца, который опять не в ладах с законом. Возможно, вернется...

Не в первый раз здесь и 89-летний старик, у которого за плечами 56 (!) лет на нарах. Сидел за разное - за кражу хлеба, муки, сейчас - за драку с женой, которая все равно, говорят, его любит и ждет.

Многие из таких стариков здесь и умрут... На городском кладбище для "невостребованных тел" отведен специальный участок. На холмике поставят крест, на котором напишут дату смерти и порядковый номер...

Те, кто помоложе, пытаются скрасить однообразие жизни за решеткой письмами на волю. Даже находят женщин, которые скрепляют отношения штампом в паспорте. Анатолий Богдусевич припомнил, что однажды за месяц здесь отгуляли 10 свадеб.

Молитва о душе

У многих из осужденных есть шанс спасти душу. Полгода назад на территории колонии освящена церковь в честь иконы "Всех скорбящих Радости" (на снимке). Городской храм строится уже с десяток лет, а этот, добротный, деревянный, возвели почти за 3 года, чем удивили не только владыку Пинского и Лунинецкого Стефания, но и Алексия II. Глава Русской православной церкви подарил тюремному храму 6 икон, а руководство администрации колонии и спонсоры награждены медалями и грамотами.

Богослужения в церкви проходят каждый день. 63 человека исправно посещают все службы, в большие праздники в храме и вокруг него собираются до 500 человек.

В день моего приезда в местном клубе по видео смотрели религиозный фильм баптисты, есть в колонии католики, несколько кришнаитов и иудеев.

Гарнитур из-за решетки

На базе колонии создано РУПП "ИУ-5", которым руководит Александр Гречный. Сегодня "занятость населения" учреждения - 92 процента. Не работают ВИЧ-инфицированные, больные туберкулезом и... лентяи. Есть здесь, оказывается, и такие. Заставить работать их можно, но пока им негде руки приложить.

- К концу года мы должны обеспечить работой всех осужденных, - говорит Александр Михайлович.

За I квартал 2004 года в колонии произведено продукции на 668 миллионов рублей. Главное здесь - мебельное производство. Мы прошлись по цехам. Осужденные делают все - от поддонов до мебели отличного качества из натурального дерева. Кроме нехватки леса и производственных площадей, в последние годы появились проблемы с расчетами за продукцию и ее сбытом. Теперь приходится ездить по "огуречным" и "клубничным" регионам Брестчины в сезон, когда люди при больших деньгах, и предлагать свой товар. ИУ-5 само ищет постоянных заказчиков. Например, осужденные делают "запчасти" для одного из предприятий - резидентов СЭЗ "Брест". Шикарная мебель "под старину" в одном из лучших брестских ресторанов тоже сделана руками мастеров в тюремных робах.

Освободившись, многие не только становятся классными мебельщиками, но и неплохо готовят, шьют. А те, кто окончил училище при колонии, могут работать сварщиками, электриками или трактористами. Было бы желание...

"Все, кроме свободы"

На протяжении нескольких последних месяцев колонию покинули почти полторы сотни человек. Более чем 600 осужденным на год сокращены сроки. На проходящую сейчас амнистию рассчитывает половина из отбывающих здесь наказание. Но для многих это лишь мечты...

- В отличие от амнистии 2002 года, нынешняя, приуроченная к 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, более "узкая". На милость государства могут уповать несовершеннолетние, вдовцы, преступники-пенсионеры, инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Круг амнистируемых ограничен теми, кто не совершил тяжких преступлений. Насильники, убийцы не могут быть условно-досрочно освобождены, - говорит начальник колонии.

Освобождая тех, кто сидит за незначительные преступления, государство здорово экономит наши с вами деньги. В целом по стране получается почти 400 миллионов рублей (только на питание одного ивацевичского осужденного из бюджета тратится до 70 тысяч в месяц).

Я, как и не раз бывавшие в колонии представители международных организаций, убедилась, что осужденные здесь не голодают и содержатся в нормальных условиях, им предоставляется качественная медицинская помощь. "У них есть все, кроме свободы", - считает Анатолий Богдусевич. Многим осужденным амнистия дала надежду выйти на волю.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter