Глобальный контекст: западный вектор

В последнее время заметно возросла активность Беларуси на международной арене, равно как и возрос интерес к Беларуси со стороны зарубежных партнеров.

В последнее время заметно возросла активность Беларуси на международной арене, равно как и возрос интерес к Беларуси со стороны зарубежных партнеров. Помимо традиционных направлений внешнеполитической деятельности в рамках Союзного государства, Таможенного союза и СНГ наблюдается заметная интенсификация контактов со странами Запада. Чем объясняется активность Беларуси в отношениях с Евросоюзом и США?

В конце января текущего года Президент Александр Лукашенко принял с докладом министра иностранных дел Владимира Макея. Помимо прочих вопросов министр внес на рассмотрение главы государства предложения МИД, направленные на активизацию взаимоотношений с европейскими партнерами и США. Ряд предложений нашли понимание у Президента и были им согласованы для дальнейшей работы. 

В целом с ноября прошлого года по январь нынешнего состоялись встречи Владимира Макея и сотрудников белорусского МИД с директором департамента Европейской службы внешних действий Гуннаром Вигандом, с главой кабинета генерального секретаря Совета Европы Бьёрном Бергом, с послами ЕС, США, Швейцарии, Польши и других государств. Прошел визит делегации Госдепартамента США – и это далеко не полный список проявлений внешнеполитической активности белорусской дипломатии последнего времени.

Логичным итогом данной деятельности стало продуктивное участие белорусской делегации во главе с Владимиром Макеем в саммите представителей стран – участниц программы Европейского союза «Восточное партнерство» 12–14 февраля, сопровождавшемся встречами с представителями высшего политического руководства ЕС – еврокомиссаром Штефаном Фюле и заместителем генерального секретаря Европейской службы внешних действий Хельгой Шмид.

Примечательно, что инициатива контактов все чаще исходит от зарубежных партнеров, действующих как на уровне официальной, так и по линии неправительственной дипломатии. Общеизвестно, что в условиях западной политической культуры именно субъекты неправительственной дипломатии – различные «фабрики мысли» – зачастую оказывают ключевое влияние на принятие решений в области внешней политики.

Активизация международных контактов белорусского государства дала повод отдельным отечественным и зарубежным «аналитикам» вновь заговорить о неком мифическом «повороте Беларуси на Запад». Подобные спекуляции совершенно безосновательны и направлены на дискредитацию внешнеполитического имиджа нашей страны с целью снижения уровня доверия к Беларуси со стороны наших основных международных партнеров.

Магистральным направлением белорусской внешней политики был и остается процесс интеграции с Россией и Казахстаном с целью создания Евразийского экономического союза, и подписание соответствующего документа ожидается уже в 2015 году. С этого момента Беларусь будет обладать не только национальной субъектностью на международной арене, но и являться основателем и участником глобального геополитического проекта, поэтому интерес к Минску со стороны ЕС и США выглядит вполне логично.

В свою очередь, белорусское руководство неоднократно декларировало свою приверженность идее построения «единой Европы от Лиссабона до Владивостока» на основе принципа «интеграции интеграций», что является дополнительной политической мотивацией в налаживании партнерских отношений с Западом.

Безусловно, в белорусском понимании немаловажным фактором укрепления сотрудничества являются также взаимовыгодные экономические проекты. Сегодня ЕС занимает второе место в товарообороте Беларуси, на его долю приходится более 40 процентов белорусского экспорта и пятая часть импорта. В свою очередь, США являются одним из ведущих инвесторов в Беларуси: по состоянию на 1 января 2012 года зарегистрировано 282 совместных и иностранных предприятия с участием американского капитала.

Существенным препятствием в развитии экономических отношений являются различные претензии политического характера, санкции (в том числе экономические) и ограничения, которые выдвигает руководство ЕС и США в отношении Беларуси по причине несоответствия белорусской политической культуры принятым на Западе стандартам.

Однако, по мнению ряда экспертов, претензии политического характера к руководству Беларуси выступают в данной ситуации лишь ширмой для реализации конкретных экономических интересов различных коммерческих структур. Неудивительно, что подобные действия ЕС и США вызывают достаточно жесткую реакцию в Беларуси, что также отрицательно сказывается на межгосударственных отношениях.

В связи с этим весьма показательна резко негативная позиция внешнеполитических ведомств государств ЕС относительно недавнего доклада белорусского МИД о нарушениях прав человека в отдельных странах мира в 2012 году. Такой ход белорусских дипломатов следует рассматривать не столько в качестве упрека, сколько в качестве сигнала коллегам на Западе о том, что в рамках современных «демократических стандартов» существенные недочеты присутствуют в политике любого государства. Сами же стандарты пока не универсальны и по-разному трактуются даже в рамках единых наднациональных геополитических систем, не говоря уже об иных типах цивилизационного и государственного устройства. В такой ситуации явно неприемлемо давление и навязывание одностороннего понимания, но необходимо совместное движение в направлении построения социально справедливого, демократического мирового уклада.

Именно на основе демократических ценностей, эффективного экономического сотрудничества, взаимопонимания, компромиссов, «дружбы не против, а во имя» должен строиться настоящий диалог Беларуси с государствами ЕС и США, развитие которого соответствует долгосрочным национальным интересам как белорусского государства, так и его зарубежных партнеров.

Александр ШПАКОВСКИЙ, политический аналитик, директор информационно-просветительского учреждения «Актуальная концепция»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter