Главный просчет оппозиции. Почему обойма кандидатов на президентских выборах в Беларуси оказалась холостой?

Выборы Президента Беларуси, на которых с огромным отрывом победил действующий глава государства, стали парадоксальным политическим явлением даже по меркам видавшего виды постсоветского пространства. Начавшиеся в атмосфере либерализации и максимальной открытости выборы едва не закончились захватом Дома правительства морозной минской ночью. Какие же выводы можно сделать из белорусского «президентского марафона»?

Выборы Президента Беларуси, на которых с огромным отрывом победил действующий глава государства, стали парадоксальным политическим явлением даже по меркам видавшего виды постсоветского пространства. Начавшиеся в атмосфере либерализации и максимальной открытости выборы едва не закончились захватом Дома правительства морозной минской ночью. Какие же выводы можно сделать из белорусского «президентского марафона»?

Ущербный сценарий

– Первое – и, на мой взгляд, самое важное – это то, что выборы подтвердили эффективность действующей в Беларуси политической системы, ее устойчивость и стабильность, доверие власти со стороны большинства граждан, – считает политолог Вадим Гигин.
По мнению эксперта, оппозиция «провалила» свой же сценарий: власть «переиграла» соперников на политической арене отнюдь не административным ресурсом, а «политтехнологическим». Ведь если в 2006 году в президентской гонке участвовали четыре кандидата, то сейчас – целых десять, причем, как неоднократно подчеркивала председатель ЦИК Лидия Ермошина, избирательное законодательство и отношение Центризбиркома к кандидатам были максимально лояльными.
– Уже сам факт регистрации такого количества кандидатов для некоторых стал большой неожиданностью, – говорит Вадим Гигин. – Он разрушил планы оппозиционных кандидатов. Ведь были договоренности о том, кто «снимется» и в чью пользу… Единого лидера у оппонентов власти не оказалось. Более шести процентов избирателей, проголосовавших против всех, – это электорат, не увидевший среди обилия новых кандидатов человека, на которого можно опереться. Поэтому даже часть «протестного электората» проголосовала за действующего президента – оппозиция не смогла привлечь их на свою сторону.
В Беларуси сложилось несколько выраженных групп «протестного электората», считает политолог. С одной стороны, это ультранационалисты, для которых не интересны экономические показатели и социальная политика – важнее идеологема, которой они придерживаются. В начале 90-х носители такого радикального мышления группировались вокруг партии БНФ, сегодня его границы все более размываются. С другой стороны, существуют «русофилы», которых не устраивают темпы интеграции на постсоветском пространстве – они хотят, чтобы процесс шел интенсивнее.
До последнего времени группой риска было и предпринимательство. Для этого были объективные причины, и власть их признавала. Но политика либерализации экономических отношений, которая проводится последние два года, во многом способствует снятию протестности у этой группы населения: она провозглашает новый курс отношений между властью и бизнесом и призвана вывести их на новый уровень.
Поэтому Вадим Гигин особо подчеркивает, что в Беларуси сегодня протестными настроениями не охвачен ни один социальный слой и это «главный залог устойчивости действующей системы». Например, миф о чрезвычайной политизированности молодежи опровергает исследование Информационно-аналитического центра при Администрации Президента: две трети опрошенных молодых людей аполитичны.
– Ставка на сценарий «площадь» для кандидатов в президенты страны была главной ошибкой, – комментирует Вадим Гигин. – Используя свой высокий статус зарегистрированного, но проигравшего кандидата (накануне парламентских выборов 2012 года), они имели колоссальный шанс для конструирования новой оппозиции, создания партийных и общественных структур.
Аналитики сходятся также во мнении, что сценарий «площадь» был организован даже хуже, чем в 2001 и 2006 годах. В этот раз речь может идти либо о попытке государственного переворота, либо о желании его сымитировать, чтобы сохранить лицо перед зарубежными спонсорами.

Двуликая демократия

Однако, так или иначе, оппозиция добилась того, что в лексикон ряда евросоюзовских политиков и дипломатов вернулось слово «санкции» применительно к Беларуси: от составления «черных» списков лиц, которым будет запрещен въезд в ЕС, до экономических ограничений. Поводом для возмущения стало то, что в день президентских выборов, когда толпа разъяренных молодчиков ломилась в Дом правительства, громила двери и била стекла, милиция не осталась стоять в стороне, а стала наводить порядок. Все обошлось без жертв и тяжелых увечий, однако, естественно, самых активных и буйных нарушителей задержали, предъявили им обвинения, возбудили уголовные дела.
Так почему же в некоторых европейских столицах в ультимативной форме требуют освободить всех участников акции и прекратить расследование? Разве допустимо смешивать два несовместимых понятия: состоявшиеся выборы, о которых так хорошо отзывались практически все международные наблюдатели, и дебош, устроенный на площади? Вот что сказал по этому поводу находившийся в тот момент в Минске экс-руководитель полиции одной из федеральных земель Германии Франц Массер: «То, что я увидел по телевидению – разбитые окна парламента, нападение на сотрудников милиции, – в нашей стране оценивается однозначно как преступление и очень строго наказывается».
А вот цитата другого независимого наблюдателя, почетного консула Беларуси в Цюрихе Атанасиоса Акратоса: «Несанкционированное выступление с применением насилия в Швейцарии считается серьезным нарушением законодательства, за которое грозит уголовная ответственность».
И вот что любопытно. Там, где выборы сопровождаются даже стрельбой, массовыми стычками с полицией и войсками, сотнями раненых и убитых, они признаются успешными и демократическими. В качестве примера можно привести президентские выборы в Египте в 2005 году,  в Кении в 2007-м, в Армении в 2008-м. В апреле 2009 года в Кишиневе бунтовщики захватили здание парламента и подожгли его. В ходе этой акции были ранены 320 человек, в том числе полицейские, около 300 демонстрантов задержаны. Однако заключение миссии ОБСЕ прозвучало так: «Парламентские выборы в Молдове соответствовали большинству международных стандартов». Надо ли продолжать этот список?
– Евросоюз по отношению к Беларуси проявляет совершенно неадекватную реакцию, – говорит депутат сейма Латвии Николай Кабанов. – Гражданские беспорядки по политическим или социальным причинам имеют место во всех странах Европы. Так что ничего экстраординарного в Беларуси не произошло. Имело место недовольство части проигравших политиков итогами выборов. Ну и что? Это совершенно нормально. Применение силы было чрезмерным? Это вопрос тоже спорный. Два года назад в Латвии во время беспорядков были разрушены магазины, повреждены общественные здания, пострадали люди. Следствие идет до сих пор. Политическая стабильность и демократия – вещи хорошие, но есть ли у них общее мерило? 
По словам председателя Совета Республики Национального собрания Беларуси Анатолия Рубинова, нападки на Беларусь со стороны Запада не имеют никакого отношения ни к избирательной кампании, ни к процессу голосования. С точки зрения геополитики Беларусь – буферное государство, которое вынуждено сдерживать, принимать на себя, смягчать удары с разных сторон. «Как только в наших отношениях с Россией пробегает холодок, Запад начинает проявлять к нам благосклонность. Как только мы снова сближаемся, Европа начинает волноваться и оказывать давление», – отмечает спикер верхней палаты.

Кнут и пряник

События на площади, какой бы резонанс они ни вызвали, не должны отвлекать внимание от сложной геополитической раскладки, сложившейся до и после выборов, считает политолог Юрий Шевцов. А она была непростой: затяжной конфликт России и Беларуси, который то и дело давал о себе знать «информационной перестрелкой», казался неразрешимым (на что и уповали некоторые кандидаты), ОДКБ «была парализована», что продемонстрировали события в Кыргызстане. И тем не менее противоречия с Россией были разрешены, нефть из Венесуэлы придала уверенности экономике, а кредитные линии из Китая вкупе с другими зарубежными инвестициями придали ей новый импульс. Хотя Евросоюз вновь заговорил о санкциях и замахнулся на Беларусь кнутом, спрятав за спину пряник, Юрий Шевцов считает, что на Западе восторжествует прагматичный подход:
– Какими бы ни были решения Европейского союза, вряд ли мы получим откат к той ситуации, которую имели с Западом 2–3 года назад. В прошлом году были заключены самые важные для Беларуси соглашения, в частности порядок пересечения границы гражданами, живущими в прилегающей к ней 50-километровой зоне.
Образ «зловещей диктатуры» постепенно уступает место имиджу делового партнера. Тем более что Беларусь, верная своим союзническим обязательствам, есть и будет важнейшим и надежным звеном огромного рынка сбыта под названием Таможенный союз, в чем одинаково заинтересованы как западные, так и восточные соседи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter