Педагог из Могилева очень «вкусно» преподает сложный предмет

Главные уроки физика Барашкова

Своих учителей помнит, наверное, каждый. Тех, кто когда–то терпеливо учил не только алгебре или русскому, но и самому главному — доброте, интеллигентности, мудрости. Кто формировал наши идеалы, воспитывал характер, повлиял на то, кем мы стали в жизни. Учителю физики Могилевского областного лицея № 1 Валерию Барашкову благодарны сотни учеников. «Он умеет так «вкусно» подать сложный предмет, что в физику влюбляются и мальчишки, и девчонки», — говорят они о человеке, первым в стране получившем почетное звание «Народный учитель Беларуси». Как ему это удается, чем отличается нынешняя молодежь от поколения 70–х и что нужно, чтобы педагог стал для ребят и авторитетом, и другом, наш собственный корреспондент расспросила Валерия Васильевича.



В класс физики я тихонько зашла во время урока — Барашков как раз приводил в движение какой–то шарик на проволочке: «Представьте, что шарики — это люди. Один начинает говорить, второй, слушая, — реагировать». И действительно, один шарик поступательно стал раскачиваться вслед за другим. Оказалось, это — резонансное явление. «Не будь его — мы бы не жили. Запахи, музыка, которые мы слышим, — тоже резонанс. И людям в отношениях он крайне необходим. Например, в нашем классе есть парочка учеников, которые со мной в резонанс еще не вступили, — смеется Барашков, и двое ребят с заднего ряда, которые на что–то отвлеклись, мгновенно переключаются на учителя. — Но резонанс бывает как полезный, так и опасный. Был случай: по мосту, нога в ногу, шагала рота солдат. Мост не выдержал резонанса, рухнул. С тех пор, перед тем как солдаты вступают на мост, командир дает им команду «вольно».

Физические явления Барашков умеет подать так — заслушаешься. У него вообще свой подход и к детям, и к преподаванию. Неформальный, а оттого особенно увлекательный и запоминающийся. За это ученики его и обожают: «Валерий Васильевич умеет просто и интересно объяснять самые сложные вещи». Наставник улыбается в ответ: «Начни я объяснять им электромагнитную индукцию строго по учебнику — не поймут. Заумная терминология скучна, не доходит ни до ума, ни до сердца, поэтому я предпочитаю объяснять все «по–простому». Иначе недолго отбить интерес к предмету».

Явление фотоэффекта, к примеру, он растолковывает так: «Это «выбивание» светом электронов из металлов. Представьте, что металл — класс, парты — атомы, а вы — свободные электроны. Если сюда зайдет крепкий учитель физкультуры, то запросто сможет вытащить за дверь любого из вас. Хрупкой учительнице математики дотянуть до двери ученика сил не хватит. Значит, фотоэффект не состоится».



А еще он старается не просто рассказывать что–то у доски, а вовлекать учеников в процесс, приговаривая: «Физика — это наука, которую можно и нужно трогать руками». И они трогают. Будучи сельским наставником — а в школе в деревне Осиновка Чаусского района Валерий Васильевич проработал 17 лет, — Барашков с детьми смастерил карманный ксерокс. И с помощью шариковой ручки, изоленты и провода еще долго размножал задачки для школьников. Позднее, разобрав штук 20 древних компьютеров, сконструировал прибор, которым измерял магнитное поле внутри... гвоздя. Приборчик пригодился на республиканской олимпиаде по физике. На международной олимпиаде засветился другой — преобразовывающий шум в энергию.

В двухэтажной лаборатории физика подобных диковинок множество. А еще — множество барашков: плюшевых, пластмассовых, деревянных, стеклянных. Это «стадо» — подарок любимому педагогу от учеников. Сахарницу–барашка, например, привезла выпускница Аня Сахарова, которая сегодня преподает химию. Другой сувенир — от Вани Казначеева, ныне — научного сотрудника. Многие ученики Барашкова ездили на олимпиады — республиканские, международные. И оттуда тоже привозили наставнику, ставшему для них не просто учителем, но и другом, подарки. В их числе — деревянная подвесная табличка «Классному физику». От Миши Гущина, без экзаменов поступившего на физтех Московского университета, — сомбреро и маракасы. В свое время он привез их из Мексики, с международной олимпиады по физике. Но один из самых любимых сувениров физика — барашек с табличкой на шее. Его он часто берет в класс и ставит перед учениками, поворачивая к ним надпись: «На редкость добрый». Если те слишком расшалятся, текст меняет: «Очень зол».

Злым Барашков быть не умеет:

— Детей надо любить, хвалить и удивлять. Если педагог умный, но злой — они ему не доверятся. Но и строгость нужна. Я своим объясняю: «Трудности я вам буду создавать. Потому что их преодоление — путь к развитию личности».

Тут у наставника тоже своя система. Например, оценки он выставляет в зависимости от своих ощущений, а не по жестким критериям. Видит — что двое лицеистов уже в 10–м классе щелкают как орехи сложные задачи, подсунет им примеры университетского уровня: «Решите — поставлю не одну, а сразу 5 десяток. И это реально стимулирует. Другому, которому физика дается нелегко, десятку поставит за решение самой легкой задачи: «Он же так старался!»

Валерий Васильевич уверен: к каждому ребенку можно найти подход. У него дети даже стихи пишут. Например, забыл что–то ученик в классе, наставник ему — «Слагай четверостишие». Слагают: «Эй, товарищ, не зевай, голову включи, в кабинете 205 не теряй ключи».



Народный учитель, посвятивший работе с детьми более 40 лет, говорит — в школе изменилось многое:

— И материал стал сложнее, и подходы к преподаванию другие, а главное — дети другие, более раскрепощенные, более развитые. У них больше простора для развития. Это прекрасно. Но есть и минусы. Я своим ученикам запрещаю на уроки приносить мобильники. Объясняю — этим несомненным благом надо пользоваться дозированно. Заходя в комнату, где слишком яркий свет, вы же не пялитесь часами на лампочку, а отводите взгляд — ваш организм сигнализирует, что глазам нужен отдых. Так и с едой — вы не жуете сутки напролет. Зато часами висите в смартфонах в интернете, не подозревая, что не просто давно утолили информационный голод, а едите все без разбора — и полезное, и вредное. А ведь ваша умственная система работает, как пищеварительная: ей нужно время для осмысливания, переваривания.

По мнению Барашкова, взаимосвязь между наставником и учеником — самое главное: «Надо любить детей и быть с ними на одной волне. Потому что спустя много лет они могут не вспомнить, кто объяснял им урок, но никогда не забудут того, кто после уроков ходил с ними в поход, пел песни у костра».

Ученики Барашкова это подтверждают: «Пока Валерий Васильевич играл нам на гитаре, поил чаем и «бил током», мы незаметно для себя полюбили и усвоили физику».

Сам Валерий Васильевич, для которого День учителя праздник не только профессиональный, но и семейный — его супруга Лидия Ивановна всю жизнь проработала математиком, — хорошо помнит своих учителей:

— В том, что я стал педагогом, — заслуга моего классного руководителя Владиславы Трофимчук и математика Дианы Алейниковой, которые учили меня в чаусской школе. И сколько буду жить, столько буду им за это благодарен.

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter