Александр Лукашенко поручил навести порядок в сфере страховых услуг

Главное, чтобы страховка не подвела

Александр Лукашенко поручил навести порядок в сфере страховых услуг

Поводом для серьезного изучения ситуации в страховом деле стал случай. На одном из совещаний Президенту было доложено о деятельности частной страховой компании. Она заключала договоры на пенсионное страхование коллективов с крупнейшими государственными предприятиями. С одной стороны, криминала как будто никакого. Структура начала оказывать такую услугу первой в стране, альтернатив тогда не было. С другой — то, что миллиарды рублей государственных денег расходились по личным карманам нескольких акционеров компании, не могло не насторожить. Александр Лукашенко потребовал вникнуть в суть. Не только исправить ситуацию в интересах государства (что, к слову, было сделано довольно оперативно), но и выявить системные проблемы отрасли. Одним из ключевых результатов этой работы стала подготовка проекта указа, призванного усовершенствовать условия ведения страхового бизнеса в целом. Документ обсужден на рабочем совещании у Президента.


Отчего такое пристальное внимание — понятно. Страхование — дело очень денежное. А потому, заметил Президент, является одним из ключевых секторов экономики. Пожалуй, если представить его место в ней, то оно будет где–то рядом с банковской деятельностью. И так же, как и банкиры, страховщики работают как с юридическими лицами, так и напрямую с гражданами. Отсюда задача защиты интересов массового клиента. То есть каждого из нас. И хоть страховка нынче не так популярна, как в советские времена, когда полис страхования жизни и к совершеннолетию детей был практически у каждого, она все равно весьма распространена. Например, гражданскую ответственность страхуют все владельцы автомобилей в обязательном порядке. А машина есть практически в каждой семье. Таким образом, задача стоит двуединая. Надежно защитить страхователей, но при этом не зажать сам бизнес так, чтобы он не смог развиваться. Ведь ко всему прочему он обеспечивает приток в экономику долгосрочных инвестиций. Так называемых длинных денег, которые сегодня очень нужны.


В целом страховой рынок совсем уж забытым не выглядит. Есть специальная программа его развития до 2015 года. Есть регулятор — Минфин. В этом бизнесе работают 25 организаций. Это структура. А вот ее эффективность, на что обратил особое внимание Президент, пока далека от желаемой. В Европе, например, уровень участия страхования в экономике в три раза выше, чем у нас. Отстают наши страховщики от коллег из других стран и по сумме взносов на душу населения. У нас она составляет около 80 долларов, в России — почти 200. А в некоторых государствах этот показатель выше в несколько раз. Отсюда вывод Президента:


— Потенциал страховой деятельности в нашей стране еще далеко не реализован. Нужны серьезные меры, стимулирующие ее более динамичное развитие.


Это одна сторона вопроса. Другая состоит в том, чтобы сформировать правила игры, исключающие возможность злоупотреблений. Подобных упомянутому примеру с пенсионным страхованием. Или относительно новая проблема: в стране появились дельцы, продающие нашим гражданам полисы иностранных компаний. Это неприкрытый вывод валюты из страны, игнорирующий нормы действующего законодательства. К тому же абсолютно не дающий клиентам никаких гарантий исполнения обязательств страховщиком. Президент требует:


— Контроль за финансовыми потоками должен быть постоянным. Нельзя допускать утечки валюты из страны! Как и нельзя позволять определенным дельцам раскладывать по карманам деньги, которые им практически не принадлежат и не должны принадлежать.


Каково реальное положение дел в страховом бизнесе? Насколько предлагаемый документ соответствует современным требованиям в этой сфере? В полной ли мере учтено то, что в Едином экономическом пространстве создается общий страховой рынок? Эти важные вопросы также поднимались во время совещания. Не вдаваясь в детали, которые понятны и важны для узкого круга специалистов, скажу об основных направлениях предлагаемых новшеств. Они нацелены на формирование конкурентной среды и привлечение на рынок новых серьезных игроков и их инвестиций. При этом устанавливаются довольно жесткие, но в большей части для всех одинаковые и понятные правила игры. Минфин наделяется большими полномочиями в плане контроля и регулирования деятельности. В центре внимания и социальный аспект защиты интересов клиента.


По ходу обсуждения звучали довольно интересные суждения. Например, о том, что сегодня по некоторым видам страхования, если предприятие страхует своих сотрудников в государственной компании, то относит эти расходы на затраты. Если в частной — берет из прибыли. В сущности, это ведет к монополизму и сдерживает приток частных инвестиций. А увеличение количества игроков сыграло бы на понижение нормы их прибыли и тарифов. Президент в целом не против, чтобы правила были едиными. Но в некоторых случаях преимущества государства следует сохранить. Например, в том, что только его компании могут работать по обязательным видам страхования. И это логично. Если покупать такие услуги — обязанность, то зачем отдавать средства от них на сторону? В остальном же можно всех в правах уравнять. Но тогда встает вопрос: как отсечь проходимцев, которые, грубо говоря, поставят стол, два стула и станут собирать с людей взносы, скажем, на медицинское страхование? Здесь прозвучало еще одно дельное предложение: структурировать участников рынка по величине капитала. Опять же по аналогии с банками: хочешь собирать вклады населения, имей уставный фонд не менее установленного. В страховании такие планки могут быть установлены для каждого вида услуг.


Ну а в общем никто из участников совещания принципиальных возражений по проекту указа не высказал. Сказалось тщательное предварительное согласование. Решение Президента: доработать проект с учетом высказанных замечаний и представить его на подпись 2 апреля. Главное условие: страховое дело должно быть таким, чтобы человек доверял тем, кто им занимается. Безотносительно от того, в государственную он идет компанию или частную. Свою надежную защиту люди должны чувствовать при любом варианте.


Советская Белоруссия №54 (24437). Суббота, 22 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter