В Беларуси обсуждается положение, определяющее порядок и условия проведения профессиональной аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков

Гидом буду

Экскурсовод, наверное, самая неконфликтная профессия. За все годы существования туристической отрасли на гидов пожаловались всего дважды. Причину одной записи в книге замечаний и предложений навскидку никто уже не вспомнит, а во втором случае посетитель музея знал побольше гида и решил, пользуясь случаем, похвастаться своей эрудицией. Ну а музейного работника подспудно обвинил в некомпетентности. Несмотря на то что работа экскурсоводов нареканий вызывает мало, правила получения заветной корочки в стране намерены немного изменить. Вернее, ужесточить, чтобы в профессию не приходили профессионалы уровня «и швец, и жнец, и на дуде игрец».



Сейчас заинтересованными органами обсуждается положение, определяющее порядок и условия проведения профессиональной аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков. Основной его посыл в том, что специалисты будут вправе проводить только те экскурсии, которые защитили перед комиссией. К слову, в ее состав входит 11 человек. Среди них — представители Минспорта и туризма, Минкульта, преподаватели профильных дисциплин в вузах, авторитетные коллеги, методисты. В среднем 11—14 раз в год они собираются и «экзаменуют» примерно по два десятка кандидатов. Те сначала проходят компьютерное тестирование (проверяются их знания в том числе по географии, истории, архитектуре, религии, в части специфики проведения экскурсий и культуры речи). Лишь затем претенденты допускаются к устному собеседованию. Во время его комиссию нужно впечатлить, применив полученные знания на практике.

Бывало, воодушевленный положительным результатом экскурсовод отправлялся в свои «владения» и рекламировал услуги уже по десятку других тем. Хотя, как показывала практика, иногда он сам был не в теме указанных направлений. Чтобы обезопасить туристов от непрофессионалов, и предлагают внести изменения в законодательство. Какие новшества могут появиться? Например, за вопиющее незнание профильного «предмета», как и за работу не по профилю, рассказчика могут вовсе лишить аттестации. Кстати, перед ее проведением претенденты без соответствующего образования должны будут окончить курсы экскурсоводов. Сейчас в профессию пока еще можно прийти, не получив знаний в профильном вузе.

— Много появляется молодежи, студентов старших курсов, которые по роду своего обучения связаны с историко-культурным наследием страны. Например, учатся на истфаке или на геофаке БГУ. У них уже интерес к тому, что на экскурсии показывают. Но если предмет они знают, то правильно держать себя, подавать материал пока не умеют. Все-таки экскурсовод — профессия уникальная, которой нужно учиться, — считает консультант Департамента по туризму Минспорта и туризма Марина Масташова.



Предполагается, что оценивать работу гидов и экскурсоводов комиссия будет теперь не всегда в помещении, а непосредственно на маршруте. Представитель департамента поясняет:

— К нам на аттестацию приезжают из разных уголков страны. Понятно, что за 300 километров мы всей нашей группой не поедем. А что касается экскурсий в Минске или неподалеку — почему бы и нет?

Также соискателям предлагается оплачивать работу комиссии. Сумма эта, обещают, будет не слишком велика, но именно такая мера, как ожидается, отсеет тех, кто, подобно сдаче на права в ГАИ, рассчитывает на стечение обстоятельств, пренебрегая подготовкой.

— Проект тяжело идет, — не скрывают в департаменте. Но в полезности документа не сомневаются. И, как аргумент, напоминают об одном изъятии в части туризма. Речь идет о том, что пока проводить экскурсии в той или иной стране могут только ее граждане. А значит, профессионализм и качество процесса экскурсии должны быть на уровне, чтобы иностранные туристы получили максимально достоверную информацию и яркие впечатления о конкретном месте и стране в целом.

ЦИФРА

Аттестацию профессиональных экскурсоводов ввели в 2007 году. С этого времени через нее прошли свыше 1,4 тысячи человек. Кроме того, 200 специалистов получили корочки гидов-переводчиков.

ПРЯМАЯ  РЕЧЬ

Марина МАСТАШОВА, консультант отдела планирования и организации туристской деятельности Департамента по туризму Минспорта и туризма:

— Я в туризме работаю с 1985 года. Чем принципиально отличается эта сфера тогда и сейчас? Раньше были штатные экскурсоводы, гиды-переводчики. Например, в одном только Минском бюро путешествий и экскурсий (позже из него сформировался «Минсктурист») в 1985-м работали 110 специалистов. А сегодня по всей стране официально трудоустроены, может, человек пять. Для остальных эта профессия дополнительная. Фирмам невыгодно, учитывая сезонность экскурсионного обслуживания, держать такого человека в штате постоянно. В результате не всегда на подготовку экскурсий, отслеживание новых фактов по теме хватает элементарно времени, особенно у молодежи, которая строит карьеру на стороне.

МНЕНИЕ  В  ТЕМУ

Николай ЧИРСКИЙ, председатель Белорусского общественного объединения экскурсоводов и гидов-переводчиков:

— В советское время у нас была создана школа подготовки экскурсоводов, которая гремела на весь мир. Специалистов ковали на базе высшего образования, в основном выбирали представителей гуманитарных профессий. Перед поступлением на учебу они зачитывали перед комиссией отрывок из какого-нибудь произведения, чтобы те могли убедиться: дефекта речи нет, лицом хорош. Потом девять месяцев люди учились, еще два — ездили по маршрутам вместе с наставниками. Сейчас все иначе. Система подготовки, на мой взгляд, сломана. Достаточно прийти и сдать перед комиссией «кусок» своей будущей экскурсии. Но это еще полбеды. А дальше специалист предоставлен сам себе. На мой взгляд, давно пора создать республиканский экскурсионно-методический центр с региональными филиалами, хотя бы в областях, чтобы как-то контролировать аттестованных специалистов, видеть их работу, в случае чего помогать.

m_druk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter