Виктор Чайчиц: «В проекте КоАП удалось избежать избыточности в вопросах ответственности за административные правонарушения»

Гибкий подход к ответственности

Мы продолжаем рубрику, в которой белорусские парламентарии — члены Совета Республики и депутаты Палаты представителей — рассуждают на актуальные темы. Сегодня «Парламентская трибуна» предоставляет слово сенатору, председателю Белорусской республиканской коллегии адвокатов Виктору Чайчицу.

Акцент на профилактику

Задача по обновлению КоАП и ПИКоАП за относительно небольшой период времени была сложной. Раньше к анализу административного кодекса так серьезно не подходили. Благодаря межведомственной экспертной комиссии и лично заместителю Главы Администрации Президента Ольге Чуприс удалось достичь желаемых результатов. Изменения в нынешний КоАП показали, насколько оперативно можно решать поставленные задачи, в том числе и с помощью привлечения общественности. Ведь к данному кодексу имеют отношение многие граждане. И не потому, что они все злостные нарушители. Допустим, человека привлекли к административной ответственности за незначительное правонарушение: перешел улицу в неположенном месте, не заметил какой-либо знак дорожного движения. И все, вы уже в базе нарушителей. В дальнейшем уже никто особо не разбирается. На биографии гражданина получается своеобразное пятно, связанное с привлечением к административной ответственности. Это могло помешать, например, в продвижении по карьерной лестнице, даже если нарушение было совершено несколько лет назад. Согласитесь, несправедливо, особенно если касается правонарушений несовершеннолетних.

Когда по «административке» привлекают к ответственности молодого человека и ставят на учет, это клеймо, которое может серьезно повлиять на всю его жизнь.

Взыскание должно быть уроком и работать на предупреждение, чтобы несовершеннолетний избегал совершения правонарушений в будущем.

Поэтому очень важно, что в проект КоАП включена новая глава, посвященная административной ответственности несовершеннолетних. Установлен в целом более гуманный по сравнению со взрослыми режим административной ответственности, расширен спектр альтернативных мер воздействия.

Воспитательный момент

Выскажу мнение об административных взысканиях за нарушения норм действующего КоАП. Их много: предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест, лишение определенных прав, компенсация и так далее. Но не раз убеждался: для некоторых нарушителей закона заплатить штраф, уж простите, как семечки пощелкать… Хотите знать, как «суточники» отбывают наказание? В основном просто сидят в «кутузке». Со слов некоторых побывавших там граждан, они работают крайне редко: есть потребность забор покрасить или двор подмести, тогда их привлекают. Возникает вопрос: почему они должны просто отсиживать свои 15 суток даже на скудном, но нами оплаченном пайке? На Западе, к примеру, широко используется такое понятие, как общественные работы. Это когда свое нарушение не отлеживаешь в камере, а, скажем, 100 или 200 часов работаешь на благо общества там, где ему это нужно. Очень, мне кажется, эффективно, да и проконтролировать исполнение при нынешних-то технических возможностях ничего не стоит. Ну а к злостным уклонистам можно меры принуждения и пожестче применить.

Безусловно, нельзя всех нарушителей грести под одну гребенку. Но на свободу, как говорится, с чистой совестью. Сами разрушили — сами восстановили. Если ребенок наворотил дел, пускай вместе с родителями и компенсирует недостаток воспитания. Допустим, разрисовал стены подъезда — отмой и перекрась сам либо с родителями. Помахал пьяный кулаками — значит, здоровье позволяет: сходи бесплатно поработай на благо родного города или деревни. Думаю, это будет намного эффективнее.

Поэтому поддерживаю предложение о введении в КоАП нового вида административного взыскания в виде общественных работ, которые являются хорошей альтернативой для штрафа, административного ареста и других видов взысканий.

В проекте предлагается ввести три категории правонарушений: проступок, значительное правонарушение и грубое. Для первой категории предусматриваются незначительные санкции: предупреждение, устное замечание либо штраф до 10 базовых величин. Срок давности привлечения к административной ответственности тоже будет зависеть от категории правонарушения.

Людей очень сильно возмущала несоразмерность штрафов. Практика применения была такая, что практически всегда привлекали к материальной ответственности. И многим это реально било по карману. Причем не факт, что такой метод всегда является эффективным. Наши граждане в большей степени законопослушные. Порой достаточно просто сделать замечание или предупреждение.

Очень важно, что по многим статьям будет убран нижний предел наказания. Это позволяет гибче подходить к каждому делу. Часть статей вообще будет декриминализована. В целом в проекте КоАП удалось избежать и избыточности в вопросах ответственности за административные правонарушения, сделан акцент на их профилактику. Кроме того, будут применяться понижающие коэффициенты к сумме штрафа для стимулирования к своевременной его оплате. Если нарушитель оплачивает штраф сразу же или в течение, например, недели, сумма может быть уменьшена на 25 — 50 процентов.

С учетом всех предложений

Сегодня в мире наблюдается тенденция, которая показывает, как важно получать обратную связь от людей по самым разным вопросам. К примеру, когда у нас обсуждался законопроект «О нормативных правовых актах», то желающих высказать свою позицию было не так много. А вот уже КоАП, когда стали активно запрашивать мнение граждан, показал другую ситуацию.

Кроме того, и в Парламенте активно действовали рабочие группы. Совет Республики является палатой территориального представительства, и многие сенаторы работают непосредственно в регионах, там также обсуждали нововведения. Белорусская республиканская коллегия адвокатов внесла более 100 предложений. С учетом всех поступивших предложений работа продолжается. Возьмем для примера статью административного кодекса о нарушении законодательства об обращении с отходами. Как мне кажется, она действовала весьма однобоко. Для законопослушных субъектов хозяйствования при небольших нарушениях (например, не вовремя оплаченные услуги оператора) могла быть ответственность в двойном размере.

Подводя итог, хочу подчеркнуть, что в целом работа выполнена колоссальная. Новый административный кодекс будет намного качественнее. Главным достижением будущего КоАП станет то обстоятельство, что он создавался за счет объединения усилий всех ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной — и при широком общественном обсуждении. Благодаря хорошо налаженной обратной связи с обществом задача по преобразованию административного законодательства успешно выполняется.

Виктор ЧАЙЧИЦ,  член Совета Республики Национального собрания, председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter