Герои с картинок

Корреспонденты «СБ» побывали на родине Екатерины Карстен

Корреспонденты «СБ» побывали на родине Екатерины Карстен


Деревушка Обчуга — одно из наиболее известных мест в Крупском районе. По двум причинам. Во–первых, в Обчуге расположена школа, и это обстоятельство уже выделяет деревню среди подобных населенных пунктов. Во–вторых, в этой самой обчужской школе в свое время училась одна из самых титулованных и знаменитых белорусских спортсменок, олимпийская чемпионка Екатерина Карстен — гордость всего Крупского района. Несмотря на привилегированность и «особый» статус Обчуги, добраться до нее не так уж и легко. Железнодорожной ветки рядом нет, а немногочисленные автобусы, курсирующие по этой местности, в Обчугу не заезжают. Доехать можно лишь до соседней деревни Киевец, находящейся в нескольких километрах. Дальше только пехом...


Сделай сам


Заброшенный дом со съехавшей крышей, с заколоченными без стекол окнами, покосившимися стенами, дальше — еще один такой же, третий — ухоженный, выкрашенный, аккуратный, на огороде в привычной дачной позе буквой «зю» копошится бабуля. Пару метров вперед — снова заброшенное жилище. Такой контраст «мертвых» и «живых» построек наблюдается всю дорогу от начала деревни до конечного пункта нашего назначения — школы: типичного двухэтажного здания 60 — 70–х. Таких в стране немного. Несмотря на то, что Обчуга — самая что ни на есть глубинка, школа, в принципе, в хорошем состоянии, так, по крайней мере, кажется с первого взгляда. Для городского жителя школьный пейзаж не слишком привычный — нет суеты, свойственной городским школам, возле входа не тусуется продвинутая молодежь. Все тихо и спокойно. На расположенном рядом футбольном стадионе гоняют мяч ребята... и девчонки. Два карапуза играют в железном городке, ползают по лесенкам и турникам. Футбольный матч оканчивается по свистку, следует полагать, физрука. Дети выстраиваются в шеренгу, хором говорят: «Спасибо за урок!» — и убегают в направлении школы.


«Мы уроки физкультуры сейчас на улице проводим, — объясняет подошедший директор Илья Чайкин. — Погодка–то потрясающая, теплая, ясная. Видите (указывает на железный городок)? Он своими руками построен. Несколько лет назад сносили здание детского сада, трубы парового отопления мы приспособили для спорта, потом заказывали в районе сварщика и вот так постепенно строили нашу спортивную площадку. В этой школе в прямом смысле все сделано руками преподавательского состава. Только все болото никак не можем осушить (Илья Анисович кивает на невзрачную низину), чем только его ни засаживаем, не уходит вода. Мы там парк хотели разбить, зону отдыха сделать».


На поле выскакивает новая ватага ребятни. «Дай пас», — прошу ведущего мяч паренька. Он скатывает разбитый, весь в «шишках» мяч мне на ногу. Таким в футбол нормально не поиграешь...


— Мы стараемся занять, увлечь детей спортом, ведь это здоровье, — продолжает Илья Чайкин. — Во вторник и четверг по вечерам предоставляем наш школьный зал ученикам и всем жителям Обчуги для занятий спортом. Приходит много людей. Играют в волейбол, баскетбол, футбол. А по субботам у нас проходят занятия в секциях по легкой атлетике, волейболу и баскетболу. Летом всех учеников водим купаться на озеро, в походы, на экскурсии. Только одна проблема. С инвентарем беда. Денег не хватает. Неделя–другая — и мяч изнашивается. Остальной инвентарь остался практически со времен постройки школы, а это 1975 год. По одному, два, три мяча стараемся закупать в год...


Илье Анисовичу не удается продолжить мысль, поскольку к нам подходит учитель физкультуры Виталий Боровик и после извинения включается в беседу.


— А как тут покупать мячи? За какие деньги? Раньше их районное руководство закупало и выдавало школам, а с этого года сказали, что инвентарь — проблемы школы. Покупайте, если хотите, сами. Только не уточнили, на какие средства. Даже не знаю, как нам теперь игровыми видами заниматься. Обидно. Дети наши с каждых соревнований медали, грамоты привозят. Наша школа — одна из самых сильных в районе. Жалко учеников. Они действительно хорошие все. Спорт для них настоящая отрада, они его очень любят. Лыжи, например, я из своей бывшей школы 15 лет назад привез. Так до сих пор на остатках зимой и занимаемся. А новой ни одной пары не получили. А ведь занятия на лыжах — это потрясающая общефизическая подготовка, укрепляющая здоровье детей. Кстати, наши ребята и впрямь реже городских болеют.


— А сколько всего учеников? — обращаюсь к директору.


— 111. Когда я только пришел сюда в 1975 году, у нас было около 600 детей из 28 деревень. А сейчас ребята всего из 8 деревень учатся. Вы, наверное, обратили внимание на заброшенные дома в самой Обчуге. Живет тут около 150 человек, на один жилой двор приходятся два заброшенных. А во многих близлежащих деревнях вообще по 3 — 5 старичков доживают свой век. Детей нет, все стараются уехать в более крупные населенные пункты.


— Почему вы остались?


— Я местный. Тут родился и вырос. Родители уже старенькие были, помогать им считал своим долгом, вот и вернулся после окончания института на родину. А потом прикипел, заразился работой в школе. Решил остаться.


— Как же дети из других деревень в школу добираются? Мы пока от Киевца дошли — притомились.


— Каждое утро всех собирает школьный автобус и привозит на занятия. После уроков он развозит детей по домам. В день автобус наматывает около 250 километров.


Вдоль коридора мы идем мимо нескольких кабинетов и, наконец, Илья Анисович останавливается. Достает из кармана ключ и открывает дверь со словами: «Прошу». Это школьный музей. Перед глазами стенд, посвященный Екатерине Карстен. Собраны газетные вырезки о победах чемпионки, ее школьные грамоты, фотографии, несколько медалей, подаренных спортсменкой школе.


— Катя вообще заезжает к вам?


— Если честно, редко. Последний раз была в позапрошлом году. Если она и приезжает в наши края, то едет к маме, в свою родную деревню Осечено.


— А в школе с ней проблем не было? Какой она была девочкой?


— Очень хорошей. Трудолюбивой, отзывчивой, честной, училась хорошо. Вы ж поймите, деревенским детям куда труднее учиться. Они из школы приходят и сразу же принимаются за работу по хозяйству, на уроки времени не остается. А у Кати еще семья большая была. А музей этот, кстати, как все остальное, сделан своими руками. Мы ни копейки не получили на его создание. Все своими силами. Просто, когда я пришел в эту школу, сразу решил, что негоже обчужской школе, имеющей столь богатую историю, не иметь своего музея.


Изучив богатый экспонатами и материалами о выдающихся личностях округа (в нем никто не обделен вниманием) музей, к своему удивлению узнал, что Карстен далеко не единственная знаменитость, учившаяся в местной школе. Например, Иван Мозговой, Савелий Свидерский и Василий Баландин за сражения в Великой Отечественной войне были удостоены звания Героя Советского Союза. Выпускник Евгений Боровский стал заслуженным врачом РСФСР, ученым в сфере стоматологии, профессором и доктором медицинских наук, а Валерий Филонов долгое время являлся главным санитарным врачом Беларуси...


Папа разрешил


Находясь в этих краях, не заехать в деревню Осечено, в которой родилась Екатерина Карстен и где до сих пор живет ее мама Евдокия Гавриловна, было бы непростительной глупостью. Хотя «заехать» это не то слово. Шли мы с фотографом пешком, ни много ни мало — около 10 километров. Когда измученные, уставшие, но довольные добрались до Осечено, сразу вспомнились строчки одного из материалов про Екатерину, гласящие о том, что каждый день Карстен ходила в школу пешком. Отыскать дом чемпионки оказалось не таким уж простым делом. Вернее, тяжело было отыскать хоть одну живую душу в деревне. А дом Ходотович (такая фамилия была у Екатерины до замужества) знают все. Евдокию Гавриловну мы «выдернули» из огорода. Она была очень удивлена приездом корреспондентов и поначалу даже растерялась. Первое, что бросилось в глаза, — это схожесть в чертах лица мамы и дочки. «Часто вспоминаю школьные годы Кати, — мы разговорились с Евдокией Гавриловной. — Уехала в Минск она в восьмом классе, и то я не разрешала, против была, ее папа отпустил. В детстве Катя спокойная была, никого не обижала. Помогала всегда и всем. Признаться, не думала никогда, что она может стать столь знаменитой спортсменкой. Хотя она всегда спортивная была и воду любила. Мне односельчане постоянно говорили, что видят Катю на озере. Она очень настойчивая была, если что задумала, никто не переубедит, даже я. Теперь она гордость всей округи.


— Евдокия Гавриловна, скажите, а это правда, что Катя каждый день ходила пешком в школу?


— Никогда. Всегда курсировал автобус...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter