Подключат ли товарищества собственников к службе 115?

Герои по собственному желанию

Уже практически год минчане делятся коммунальными горестями и жилищными невзгодами — от перегоревшей лампочки в подъезде до разверзнувшегося водопадом стояка — в первую очередь с единым контакт–центром ЖКХ. Возможность сообщать о любых неполадках по короткому номеру 115 позволила наконец выбросить из головы и блокнотов семизначные номера аварийных и диспетчерских. Но только жителям домов, которыми ведают городские коммунальщики. Товарищества собственников, ЖСПК, а это сотни домов в разных районах Минска, к услугам контакт–центра не подключены. Почему?

Фото  Павла  ЧУЙКО.

Само желание товариществ собственников подключиться к единому контакт–центру может вызвать у некоторых удивление. Действительно, большинство таких домов сознательно уходят от обслуживания в государственных ЖЭУ: набирают необходимый штат из сантехников, электриков и прочих специалистов, устанавливают нужный им график уборки для собственных уборщиц, а у жильцов, как правило, есть номер председателя для прямой связи. Зачем же тогда понадобилась служба 115? Говорят: даже при такой независимо работающей схеме контакт–центр стал бы отличной надстройкой, реально улучшающей качество обслуживания, особенно в больших товариществах. Такого мнения придерживается и Николай Рафальский, председатель правления ТС «Дружба–Брилевичи», одного из крупнейших в Минске. Сразу 3 дома, более 500 квартир. Комфортно ли получать звонки напрямую от жителей по дежурным просьбам вроде замены лампочки? А членам ТС — разрывать несчастный мобильный председателя, сражаясь с короткими гудками, или робко названивать в нерабочее время и тысячу раз извиняться? Для централизованного приема заявок в помещении товарищества лежит и специальный журнал — сюда и заносят сообщения об отживших свое лампочках или, например, неисправных дверях. Но «приемная» открыта только в рабочее время, с 9.00 до 18.00, а что делать, если серьезная проблема обнаружилась, скажем, ночью? Тут–то и пригодилась бы служба 115, уверен Николай Рафальский:

Николай Рафальский.
Фото  Юрия  МОЗОЛЕВСКОГО.

— Бывает, что только по возвращении с работы член товарищества обнаружил ту или иную проблему, но оперативно сразу заявить о ней не сможет. Хотя жители домов, которые числятся за ЖЭУ, могут сделать это по номеру 115. Но в чем разница? У нас такие же дома и подъезды, как у них, мы такие же горожане и, значит, можем пользоваться контакт–центром. Это было бы особенно удобно, учитывая большое количество квартир в нашем товариществе: утром, приходя на работу, мы бы могли видеть переданные диспетчерами контакт–центра заявки и сразу браться за их выполнение. Прежде мы слышали различные отговорки, почему ТС не могут подключиться к службе 115. Но недавно получили четкий ответ, какой пакет документов нужно подготовить — в основном информацию об обслуживающих нас организациях. Думаю, дело сдвинулось с мертвой точки. Но вообще, было бы удобно, если бы в интернете появилась памятка о подключении товариществ к контакт–центру.


И.Кириленков.
Фото  Артура  ПРУПАСА.

Да, жители относительно небольших товариществ — условных одноподъездных домов на 100 квартир — могут не согласиться: «Зачем вообще такая сложная цепочка, даже журнал заявок, если мы о тех же перегоревших лампочках чуть ли не в общем чате в вайбере сообщаем, а председатель только комментирует «ок, заменим»?» Но заявка в мессенджере, согласитесь, слабо тянет на официальную. Тогда как в службе 115 все обращения регистрируются и диспетчеры следят за их выполнением. Никакой проблемы в подключении товариществ начальник управления контакт–центра Минска (служба 115) Игорь Кириленков не видит, но считает, что это должно быть взвешенное решение всех жильцов:

— Все–таки принципиальное отличие товариществ собственников заключается в совместном управлении имуществом, значит, и желание подключиться к единому контакт–центру ЖКХ на общем собрании должно высказать большинство. Было бы неправильно, если бы это произошло по инициативе одного только председателя или сотрудников ТС, ведь пользоваться и оплачивать услуги службы 115 будет товарищество. Речь идет о совсем небольшой, если не сказать символической сумме, но собственник должен понимать, что услуга ему не навязана. В остальном никаких вопросов нет. В первую очередь нам необходима информация обо всех службах, обслуживающих ТС, чтобы мы знали, кому направлять заявку — это собственный штат товариществ, какие–то подрядные организации, например, по вывозу мусора и так далее. В товариществе должны быть заключены и договоры с аварийными службами, чтобы мы могли переправить им срочную заявку, скажем, о прорыве трубы, в нерабочее время. На компьютере ТС мы готовы установить специальное, как у наших диспетчеров, программное оборудование, чтобы можно было увидеть, какие заявки поступили из дома.

При этом контакт–центр решает еще одну задачу — одинаково информирует обе стороны о нештатных ситуациях. Если из одного района или даже дома поступают многочисленные звонки на отключение отопления, тут же уведомляются Минские тепловые сети, но когда из этой картины выпадают товарищества, то масштаб проблемы может быть неочевиден. Также диспетчеры службы 115 заранее получают информацию о плановых работах, когда, например, нужно отключить отопление на несколько часов. Тут уже вырисовывается обратная ситуация — можно будет успокоить звонящих обеспокоенных жителей. «Пока только 3 товарищества обратились к нам за консультацией по подключению к единому контакт–центру, все получили необходимую информацию. Также прислушаемся к рекомендациям и постараемся вывесить информацию о подключении на сайте it–minsk.by», — пообещал «СБ» директор Центра информационных технологий Мингорисполкома Олег Седельник. Выходит, теперь мяч на стороне товариществ.

Фото  Артура  ПРУПАСА.

Штрихи к проблеме


Неожиданный водораздел между домами, что в ведении ЖЭУ, и товариществами собственников, ЖСПК пролег и в другой плоскости. На некоторое время минчане оказались в подвешенном состоянии с подачей показаний счетчиков воды через интернет, когда прежний алгоритм — через сайт komplat.by, которым пользовались и члены товариществ, перестал работать из–за перехода на новую систему для расчета коммунальных услуг, «Расчет–ЖКУ». Несколько недель назад к большинству плательщиков такая возможность вернулась — показания счетчиков теперь можно вносить при оплате коммунальных услуг прямо в ЕРИП. Но вот у членов товариществ теперь в арсенале только старые добрые способы вроде автоответчика или СМС. Проблема решится сама собой, когда на систему «Расчет–ЖКУ» перейдут и товарищества собственников, уточнил Олег Седельник:

— На это потребуется время — предположительно переход завершится к концу февраля, самое позднее — в марте. Около 260 минских ТС пока используют систему «Жилплат», темпы перехода к АИС «Расчет–ЖКУ» полностью зависит от правлений ТС.

akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия № 23 (25158). Пятница, 3 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter