Германия. 17 лет спустя

3 октября 1990 года высший орган государственной власти ГДР — Народная палата — принял решение о присоединении к ФРГ. На территории ГДР были восстановлены исторические земли, преобразованные в ГДР в округа. Что собой представляет объединенная Германия сейчас?

По мнению крупных германских политиков, восточная часть ФРГ еще долгие годы будет зависеть от финансовой помощи запада страны, стараясь приблизиться к тому уровню жизни, который существует в старых федеральных землях. Министр строительства ФРГ Вольфганг Тифензее, курирующий вопросы развития инфраструктуры в новых землях, считает, что на это потребуется еще 15—20 лет.
Долги и евро
Государственный долг Германии равен 1,4 триллиона евро, и в 2006 году госбюджет сложился с дефицитом. Долги в нем превышали инвестиционные расходы, что противоречит конституции страны. Правительство объясняет это нарушением макроэкономического равновесия, но при этом  обещает, что уже в 2007 году бюджет будет отвечать как конституции ФРГ, так и маастрихтским критериям.
Сегодня Германия оказалась лидером в улучшении своего рейтинга среди индустриально развитых стран. Рост ВВП  в 2007 году должен составить около 2 процентов. “Германия переживает экономический бум, — подчеркнул главный экономист Международного валютного фонда Рагурам Раджан во время презентации доклада в Сингапуре, где состоялось ежегодное собрание МВФ и Всемирного банка. — Экспорт развивается хорошо, растут инвестиции”.
Объемы немецкого экспорта в 2006 и 2007 годах увеличиваются более быстрыми темпами, чем даже предполагали эксперты. Об этом заявило отраслевое объединение внешней торговли ВGА. Его председатель Антон Бернер отметил, что в этом году Федеративная Республика Германия сохранит за собой первое место в Европе в числе стран-экспортеров. Рост экспорта составит 11 процентов.
Министры финансов стран ЕС на встрече в Люксембурге постановили прекратить процедуру применения к Германии штрафных санкций за нарушение критериев Пакта стабильности и экономического развития. Благодаря существенному увеличению налоговых поступлений и улучшению экономической конъюнктуры Германия выполнит основной критерий пакта уже в этом году, а не в следующем, то есть рост государственной задолженности вновь станет меньше 3 процентов валового внутреннего продукта.
Автоматизация плюс мобилизация
Германия занимает одно из лидирующих мест в Европе по числу продаж автомобилей. При этом в стране появляется все больше машин, потребляющих не бензин или солярку, а растительные заменители топлива. Сейчас  3,6 процента машин потребляют растительное биотопливо, но в будущем, по прогнозам специалистов, этот процент вырастет, поскольку перенастройка двигателя машины на новое горючее окупается через год эксплуатации.
Количество мобильных телефонов в Германии давно превысило численность населения: в стране, где население составляет 82 млн человек, зарегистрировано около 84,8 млн абонентов.
Годовая инфляция в Германии снизилась и по оценкам Eurostat составила 1 процент.
Отказ, но не больше двух раз
Одна из важнейших целей правительства Германии — это снижение безработицы. Общий уровень безработицы в стране сейчас около 10 процентов.
“Чудес на свете не бывает”, — ответил вице-канцлер и министр труда Франц Мюнтеферинг на вопрос, можно ли ждать быстрого роста занятости в результате правительственной реформы. Министр вынес на широкое обсуждение свою программу борьбы за рост занятости. Программа называется “Инициатива 50 плюс”, или “Комбинированная зарплата”. Мюнтеферинг объясняет ее необходимость предстоящим подъемом  пенсионного возраста с нынешних 65 до 67 лет с 2012 года.
Документ предусматривает комплекс мер по повышению занятости среди тех, чей возраст превышает 50 лет. В этой возрастной категории доля трудоспособных, имеющих работу, весьма низкая. Например, в категории трудоспособных граждан в возрасте свыше 55 лет занятых всего 45,4 процента. Остальные, по статистике, “безнадежны”. Половина германских предприятий вообще не имеет сотрудников старше 49 лет! Это невероятный факт, но он вполне официальный и фигурирует в правительственных документах.
Принятая программа предусматривает широкое использование курсов переквалификации для пожилых безработных, материальное стимулирование новой занятости на основе комбинированных моделей оплаты труда, а также частичную компенсацию расходов работодателей на новых членов трудового коллектива, возраст которых достиг 50 лет.
С первого августа прошлого года вступили в силу изменения в социальном законодательстве Германии, именуемые в средствах массовой информации как SGB II — Optimierungsgesetz (оптимизация свода социальных законов). На самом деле красивое слово “оптимизация” можно, не слишком искажая суть нововведений, изменить на более точное — “ужесточение”. И это неудивительно, ведь основная цель изменений — экономия государственных средств. Уже в этом году за счет введения новых правил правительство намерено сэкономить 1,2 млрд евро.
Добиться этой цели предполагается несколькими путями. В первую очередь за счет введения новых санкций заставить безработных выйти на работу.
Во-вторых, за счет сокращений сумм выплат безработным и уменьшения числа тех, кому такие выплаты положены. Ведь уже сегодня пособия по безработице зачастую превышают размер заработной платы работающего.
Первый отказ безработного от предложенной работы ведет к сокращению общей суммы пособия на 30 процентов. Тот, кто в течение одного года дважды откажется от предложенной работы, будет лишен 60 процентов пособия. При этом сокращению подлежат также выплаты за жилье и отопление. После третьего отказа агентство по труду имеет право полностью прекратить какие-либо выплаты. Исключение составляют лишь семьи с малолетними детьми.
В то же время, например, немецкое машиностроение страдает от нехватки кадров. По данным интернет-газеты Netzeitung.de, Германия нуждается в 7000 квалифицированных машиностроителях. Из-за кадрового дефицита почти 40 процентов машиностроительных фирм вынуждены перепоручать заказы другим компаниям. 11 процентов предприятий из-за нехватки кадров уже сейчас производят свои изделия за рубежом.

В общем, сделано немало. Бесспорно, справедливы слова лидера парламентской фракции социал-демократической партии Германии Петера Штрука: “Я думаю, что это был хороший год для нашей страны еще и потому, что обе большие общенародные партии, политически враждовавшие друг с другом на протяжении десятилетий, сумели найти общий язык и договориться о важных для Германии проектах”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter