Витебчанку Дарью Матросову признали «Лучшим профессиональным европейским фотографом — 2020»

Геометрия чувств

Витебчанку Дарью Еремееву (Матросову) признали «Лучшим профессиональным европейским фотографом — 2020». Она первая женщина и представитель Восточной Европы, которому это удалось 

Ее работы можно увидеть на обложках мирового глянца, на центральной станции метро в Барселоне, бутылках дорогого красного в Италии… Выставки фотохудожника из города над Двиной проходили в Минске и Москве, Таиланде и Китае, Франции, США… До того самого престижного конкурса Федерации европейских фотографов в жизни Дарьи было много творческих взлетов. Попыток встать на крыло не меньше. «Куда без этого», - легко смеется собеседница. Позитивный настрой, на ее взгляд, половина успеха. Знакомьтесь, наша Даша. 


– Ты один из самых ярких и титулованных белорусских и не только фотографов. Какие достижения греют сильнее?

– В моей копилке хватает «золота», но зачем кривить душой – мало какая награда сравнится с абсолютной победой на недавнем конкурсе. Более 2,2 тысячи профессиональных работ из 29 стран – это серьезно. Стать первым признанным на таком уровне федерацией женщиной-фотографом тоже почетно. Но все же считаю, что талант – это не про гендер, а состояние души. 

В Федерации европейских фотографов я всего полтора года и решила зайти сразу с козыря. Представила на битву профи три работы из серии «Акценты и формы» (визажист Марина Голачева) и победила сначала в своей, а потом среди всех номинаций. Ждала ли, что назовут мое имя? Скрестила пальцы, решила: будь что будет. Церемония должна была пройти в Риме, в итоге из-за коронавируса состоялась в онлайн-режиме. Участники могли видеть лица друг друга в прямом эфире. После объявления результатов на моем был чистый восторг: «Мы это сделали!» 

– Что значит «мы»?

– «Мы» – это команда. За каждым снимком не только бессонные ночи и многочасовая ретушь «идеала ради», но и работа многих людей: костюмеров, визажистов, моделей… Всем им безумно благодарна, знаю, чего стоит их труд и полет. Возьмем те же «Акценты и формы», которые между собой в шутку зовем «яйцами судьбы». Путь от идеи до образа был долгим. Суть в том, что на разных фотокартинах одна и та же модель привязана к геометрии – кругу, треугольнику, квадрату. За счет фейс- и боди-арта, причесок и т.д. каждый снимок «говорит» по-своему. Из принципиального: не использую фотошоп. Только олдскул, качественный грим и специально созданная бутафория. Сегодня хватает мастеров, которые добавляют красок и спецэффектов уже на мониторе. Мне это не близко, считаю, важно быть честным с собой и другими. 


– Знаю, многие аксессуары делаешь собственными руками. Откуда вдохновение?

– Бывает любовь с первого взгляда, а у меня – фантазия. Достаточно увидеть какой-то предмет, как загорается «лампочка» и появляется сразу несколько задумок, куда его применить. Например, гуляю по торговому центру – и вдруг набор палочек, как для мороженого, всех цветов радуги. Думаю, почему бы не сделать из этого прическу ирокез? Или смотрю на старый утюг – и вот он уже удачно вписался с картину-«треугольник»… 

– А глядя на твои работы, невольно задаешься не только вопросом, как это сделано, но и сколько все это стоит?

– Не всегда дороже означает лучше. Однажды для воплощения идеи мне понадобилась заказать в Лондоне совсем не дешевые шляпы из искусственных волос, даже построить стеклянный стол, но итог от манипуляций оказался не таким, как загадывалось. Да, хорошо, здорово, но не более. Без «вау-эффекта», которого ждет любой автор. Зато, черновой снимок серии «Акценты и формы» буквально лишил меня сна. После съемки мельком посмотрела на экран зеркалки и поняла: это оно, то самое. Едва дождалась утра, чтобы начать обрабатывать кадр. 

– Должно быть, точно так же корочка фотографа не гарантирует, что ты готов делать крутые снимки? 

– У меня нет диплома фотографа. Мешает ли это двигаться вперед? Нисколько. Порой нравится удивлять, сообщая, что всему научилась сама, не потратив ни цента. Фотография вошла в мою жизнь во время учебы в университете. До этого в старшей школе были робкие попытки снимать что-то на «Зенит», но не сложилось. Студенткой потратилась на навороченную зеркальную камеру и… прорыдала над ней полгода. Пробовала снимать людей на улице, даже отработала пару свадеб, но радость не приходила. Все изменила первая художественная фотосессия, она была в египетском стиле. Пришла ясность: в моих снимках должен быть не просто удачно словленный миг, что-то большее. 

– К искусству, творчеству тебя тянуло с детства?

  – Моя мама – агент по недвижимости, отец – строитель... При этом семья всегда поддерживала мои начинания. Курсы по флористике, плетение гобелена, художественная школа – все это было. После выпускного мама уговорила пойти на юриста. Отучилась всего курс, а позже заочно перепоступила на художественно-графический факультет Витебского госуниверситета имени П.Машерова. Худграф для меня до сих пор место силы и вторая семья. Именно здесь я навсегда влюбилась в графику и геометрию чувств. 

– А еще создала необычный дипломный проект – художественный календарь по легендам мировой живописи… 

– Это серия «Маски ХХ века». Взять картины художников-титанов и раскрыть их по-своему – это было сказочно интересно. Мондриан, Кандинский, Пикассо и, конечно, представители Витебской школы – Малевич и Шагал… Всего 12 листов календаря, и каждый прочувствован душой. Именно так я действую: получить что-то уникальное можно, только выкладываясь на все сто. А для того чтобы продвинуть проект в люди, необходимо стучаться во все двери.

– С этим тебе сегодня активно помогает супруг Виктор?

– Открою карты, недавно у нас нарисовался семейный тандем. Я творю, а Витя выступает пиар-менеджером, рассылает сотни писем с предложениями о сотрудничестве, поддерживает меня 24/7… О том, как дойти до победы, муж знает не понаслышке. Он профессиональный спортсмен, в прошлом чемпион страны по боксу. Мы и познакомились на тренировке. Однажды я решила выбить из себя творческий кризис, «обнулиться», а, выходит, пришла в зал за судьбой. 

– Даша, именно ты представишь зону искусства в павильоне Беларуси на Всемирной выставке «ЭКСПО» в Дубае. Чем удивишь? 

– Нашей национальной историей, культурой и традициями в креативных фото. Гости «ЭКСПО» смогут оценить новые образы Евфросинии Полоцкой, Франциска Скорины, снимки по мотивам работ Марка Шагала… Обещаю, в целом будет ультрасовременно, необычно и очень художественно. 

СПРАВКА «СБ»

Дарья Еремеева (Матросова) – обладатель множества престижных наград. Ее снимки – на уровне живописи, а авторский почерк ни с кем не спутаешь. Фотохудожник мечтает провести персональную выставку в родном Витебске, открыть галерею-дом с цехом для творчества и уверена: искусство может и должно стать прибыльным, но главное, чтобы оно было в удовольствие. 

naumov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter