Если запасов калийных солей у нас более 7,5 миллиарда тонн, то сколько в недрах драгметалла?

Геологоразведка доложила точно

Если запасов калийных солей у нас более 7,5 миллиарда тонн, то сколько в недрах драгметалла?


ПРИРОДНАЯ рента, то есть наличие в недрах тех или иных ископаемых, само по себе уже несомненное благо для любой страны, мощный стимул для развития ее экономики и благосостояния людей. Российские нефть и газ, богатейшие запасы углеводородов на Ближнем Востоке, алмазы и золото Черного континента — все это сегодня на слуху. Малейшие колебания объемов их добычи, рост или падение цены вызывают лихорадку на мировых рынках, провоцируют биржевые кризисы, обвалы или взлеты национальных валют и так далее.

Конечно, Беларусь не Россия с ее неисчерпаемыми природными ресурсами, но и жаловаться не стоит: все же около пяти тысяч месторождений и залежей минерального сырья, 30 видов полезных ископаемых тоже кое-что значат. А по запасам калийных солей наша страна на третьем месте в мире после Канады и России. Эта «тройка» определяет две трети доли мирового рынка, и вспомните, как мировой калийный рынок лихорадило во время конфликта, спровоцированного российскими калийщиками. 

Стратегические калийные соли

Вот и руководитель Минприроды Андрей Ковхуто подтверждает: калийные соли — стратегическое сырье для развития экономики страны. Уже разведаны три крупных месторождения — Старобинское, Петриковское и Октябрьское. В Старобине работы ведутся уже давно, неподалеку в Любанском районе в сентябре с участием Президента дан старт строительству Нежинского горно-обогатительного комплекса, на Петриковском уже сдана часть объектов первой очереди, а Октябрьское даже еще не разработано. Всего запасы более 7,5 миллиарда тонн.

Повезло нам и со строительными материалами. В Гомельской области обнаружены огромные залежи гипса, а по всем регионам республики —  глина, песок, камень, щебень. Ведется также поиск и разработка новых месторождений цементного сырья. Им особенно богата Могилевщина. Речь идет о миллиардах тонн, их хватит не на одну сотню лет. До 20 миллиардов тонн — запасы каменной соли, обнаружены и месторождения фосфоритов. А что уже говорить о торфе, который здорово выручал белорусов в послевоенное время и в годы восстановления народного хозяйства.

Вопрос топливно-энергетических ресурсов у нас стоит отдельной темой, впрочем, как и во всем мире. В этом году в республике добыта 130-миллионная тонна нефти со дня начала эксплуатации отечественных месторождений. Не слишком много, учитывая, что разрабатываются они уже более 50 лет. В 1975 году зафиксирована максимальная добыча — почти восемь миллионов тонн. Беларусь стала одним из крупных нефтяных районов Советского Союза, но пробыла в этом статусе недолго. Темпы, взятые в начале освоения, видимо, подорвали ресурсную базу  наших  месторождений. Последние три года средний объем добычи — миллион 645 тысяч тонн углеводородного сырья.

В земле есть «белые» пятна

Теперь за дело взялись сообща — ученые, геологоразведчики, практики. Более плотно начали взаимодействовать специалисты НПЦ по геологии и объединения «Белоруснефть». При Минприроды создана единая геологическая служба, которая ведет постоянный мониторинг минерально-сырьевой базы, предлагает новые подходы и современные решения. Тем более что отечественная школа геологии известна в мире, и нашим специалистам вполне по силам проводить исследования любого рода. Мнение едино: в белорусских недрах есть неизученные участки, и их достаточно много. 

— Говорить, что мы знаем все о подземных кладовых, сегодня не стоит, — подчеркивает заместитель генерального директора по науке НПЦ по геологии Сергей Мамчик. — Работа ведется по всем направлениям. Главное — рационально распределить силы и возможности. Это во времена Советского Союза с его неограниченными возможностями мы могли не думать о собственной энергетической безопасности. Теперь на счету каждая тонна нефти. Пусть и не очень велики у нас запасы и не слишком удобно их перерабатывать, но делать это необходимо. А еще продолжать геологоразведку по всей республике. 

Как правило, в современной геологии ничего случайного нет, — продолжает ученый. — Наибольшие риски связаны именно с поисковыми работами. Казалось бы, выявлено богатое месторождение ископаемых, а после поисково-оценочных работ выясняется, что их там кот наплакал. Да, Гомельщина традиционно богата углеводородами. Но это совершенно не значит, что не стоит искать нефть, скажем, в Брестской или Витебской областях. Весьма перспективными, например, считаются Подлясско-Брестская и Оршанская впадины. Возможно, что года через два-три и здесь появятся буровые вышки.

Новые месторождения нефти находят и, казалось бы, в давно изученном Припятском прогибе. Недавно неподалеку от агрогородка Боровики Светлогорского района открыто новое Южно-Шатилковское. Здесь обнаружено сразу три горизонта. Возможные объемы сырья еще выясняются, но что объект перспективный, специалисты не сомневаются.

Кстати, в этом году поставлен рекорд: пробурена самая глубокая скважина в Беларуси — № 1 Предречицкого месторождения. Бур ушел в землю на 6 тысяч 755 метров.

По словам Сергея Мамчика, сейчас основные направления работы в отечественной геологоразведке — это углеводородное сырье и строительные материалы, а также оценка территорий на выявление рудных полезных ископаемых (благородных металлов и редкоземельных элементов).

На территории республики уже обнаружены бериллий, цирконий, пирофиллит, а во время поисков железной руды на Околовском месторождении в Столбцовском районе попутно нашли золото. В отдельных пробах была довольно высокая его концентрация. Но залегает оно очень глубоко, как и железные, медно-никелевые руды, другие благородные металлы, возможно, и алмазы. Они накрыты ледниковыми отложениями, как называют их ученые — «осадочным чехлом».

Однако технологии развиваются столь бурными темпами, что завтра реальным может стать то, что сегодня кажется фантастикой. Здесь особенно важны международные связи и обмен опытом.

«Белоруснефть» в Латинской Америке

Президент страны во время доклада министра окружающей среды и природных ресурсов Андрея Ковтухо потребовал уделить особое внимание налаживанию сотрудничества с другими странами в вопросах разведки полезных ископаемых. Наши специалисты ищут новые адреса как вблизи, так и за океаном.

В этом году стартовала Белорусско-российская программа по определению залежей углеводородного сырья «Скиф-Недра». Для его обнаружения будут использоваться космические технологии и суперкомпьютеры. Рассчитана программа на четыре года. Сотрудничество в разработке месторождений полезных ископаемых наша республика предложила Пакистану и Монголии.

Уже заключен договор между объединением «Белоруснефть» и государственной нефтегазовой компанией Парагвая. Предстоит большой объем работ в парагвайской полупустыне Чако. О возможном наличии здесь запасов нефти было объявлено еще десять лет назад, однако соответствующую разведку так и не провели. Наши геологи в ближайшее время вылетят в Латинскую Америку, где проанализируют все данные и ознакомятся с тендерной документацией.

Надо сказать, что «Белоруснефть» начала активно осваивать рынки сервисных услуг в нефтяном секторе в целом ряде латиноамериканских стран. Например, совместное белорусско-венесуэльское предприятие по добыче нефти ведет сейчас разработку 13 нефтяных и газовых месторождений. Здесь же работает совместное сервисное предприятие. 

В Эквадоре белорусское объединение вошло в консорциум с одной из местных, а также с чилийской компанией для разведки и добычи нефти в районе Амазонии. Кроме того, подписано соглашение об оказании комплексных услуг на месторождении Армадильо. В 2016 году здесь запланировано бурение девяти эксплуатационных и двух разведочных скважин. Также в 2015 году «Белоруснефть» открыла свой филиал в Аргентине. 

А В МИНСКЕ готовятся к первому Евразийскому горно-геологическому форуму. Он планируется на начало февраля 2016 года. В состав оргкомитета вошли заместитель Премьер-министра Михаил Русый, глава Минприроды Андрей Ковхуто, известные ученые и специалисты. 

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter